Найти в Дзене
Семья или Бизнес

Российские акции в Лондоне почти обнулились. Что с ними будет дальше

Акции российских компаний за рубежом беспрецедентно подешевели: «Сбер», «Газпром» и «Магнит» теперь в Лондоне стоят по 1–2 цента. Компании дешевеют независимо от попадания под санкции. Инвесторы выходят из бумаг из-за фактической заморозки дивидендов Стоимость акций многих российских компаний на иностранных биржах 2 марта приблизилась к нулевой отметке. Падение российских бумаг усилилось с начала военных действий России на Украине и последовавших за ними жестких западных санкций. Именно котировки за рубежом сейчас дают представление, во сколько инвесторы оценивают российские акции: торги на Мосбирже не проводятся с начала недели. Даже если они возобновятся, то иностранные инвесторы не смогут продать свои акции — их вложения в российские бумаги фактически заморожены. В среду рухнули котировки всех российских эмитентов — не только тех, кто попал под санкции. В некоторых случаях российские бумаги подешевели более чем в тысячу раз. Какие акции торговались около нулевых отметок Почему возни

Акции российских компаний за рубежом беспрецедентно подешевели: «Сбер», «Газпром» и «Магнит» теперь в Лондоне стоят по 1–2 цента. Компании дешевеют независимо от попадания под санкции. Инвесторы выходят из бумаг из-за фактической заморозки дивидендов

Telegram @gold_soo_bot
Telegram @gold_soo_bot

Стоимость акций многих российских компаний на иностранных биржах 2 марта приблизилась к нулевой отметке. Падение российских бумаг усилилось с начала военных действий России на Украине и последовавших за ними жестких западных санкций. Именно котировки за рубежом сейчас дают представление, во сколько инвесторы оценивают российские акции: торги на Мосбирже не проводятся с начала недели. Даже если они возобновятся, то иностранные инвесторы не смогут продать свои акции — их вложения в российские бумаги фактически заморожены.

В среду рухнули котировки всех российских эмитентов — не только тех, кто попал под санкции. В некоторых случаях российские бумаги подешевели более чем в тысячу раз.

Какие акции торговались около нулевых отметок

  • Акции Сбербанка на Лондонской бирже на минимумах 2 марта стоили 1 цент. Еще в середине февраля они торговались по $15, а в октябре — выше $20. В отношении «Сбера» не введены самые жесткие блокирующие санкции США, однако он не сможет открывать и обслуживать корсчета в американских банках. Санкции против госбанка ввела и Великобритания.
  • Торги акциями банка ВТБ в Лондоне прекращены из-за санкций.
  • TCS Group («Тинькофф»), не попавшая ни под какие санкции, 2 марта падала до $2,4 в Лондоне. В середине февраля ее бумаги стоили больше $70, в октябре—ноябре — выше $100.
  • «Газпром» (нет новых санкций) 2 марта падал в Лондоне до 2 центов. Еще 16 февраля 2022 года инвесторы готовы были платить за эти бумаги $9, а в конце октября — ноябре их стоимость поднималась и до $10.
  • Бумаги «Роснефти», также не попавшей под новые санкции, в среду падали до 56 центов, в середине февраля 2022 года за бумагу давали почти $8.
  • Акции ретейлера «Магнит» подешевели на 99%, до 1 цента. В январе расписки ретейлера торговались выше $14, в октябре — вблизи $18.
  • Расписки «Северстали» на фоне заморозки выплат дивидендов иностранцам и санкций ЕС в отношении владельца компании Алексея Мордашова на торгах 2 марта подешевели до 2 центов. В феврале они торговались дороже $20, в октябре—ноябре — около $23.
  • «Норильский никель» дешевел на Лондонской бирже до 40 центов. В середине октября 2021 года эти бумаги стоили $32–33, а в феврале 2022 года — выше $30.
  • Расписки НЛМК, стоившие примерно $30 в середине февраля, 2 марта падали до $0,31.
  • Акции «ФосАгро» опустились до отметки 4 цента, хотя в феврале стоили больше $23.
  • FixPrice 2 марта 2022 года торговалась по 94 цента на минимуме, потеряв по сравнению с предыдущим днем почти 35%. В середине февраля расписки ретейлера стоили около $6, а в октябре — ближе к $9.
  • Бумаги «Евраза» (основной акционер — Роман Абрамович) к вечеру среды в сравнении с другими российскими эмитентами подешевели не так сильно — на 41,7% по сравнению с ценой закрытия на предыдущий день — и торговались до $60. Еще в середине февраля они стоили порядка $320, а в октябре — выше $600.

Почему возникла такая реакция

Основная причина последнего обвала котировок на иностранных площадках — заморозка выплат дивидендов иностранным инвесторам, сходятся во мнении эксперты, опрошенные РБК. Об этой временной мере, ставшей ответом на санкции Запада, 2 марта объявил Банк России. Формально эмитент выплаты производить будет, но до нерезидентов они не дойдут.

Иностранные инвесторы делают ставку на то, что «эта история никогда не развернется», говорит руководитель дирекции по работе с акциями «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Сейчас в цены расписок заложен самый плохой сценарий, констатирует эксперт. «Плюс наложилась ситуация с огромным количеством margin-call [принудительные продажи бумаг при использовании заемных денег на фоне снижения котировок]», — добавляет он.

Еще одним негативным фактором для акций является обсуждение возможности ограничения на экспортные операции российских компаний, обращает внимание стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. «Они могут привести к остановке экспорта и большим потерям российских компаний», — продолжает эксперт. Он также выделяет психологический аспект — российские активы сейчас воспринимаются как токсичные.

О каком-то росте котировок можно будет говорить только в случае смягчения ограничений для нерезидентов, продолжает Харин. Без них даже при существующих геополитических рисках часть иностранных инвесторов не отказывалась бы от покупок российских бумаг. «Всегда есть фонды, которые могут это покупать. Тем более что на отдельные компании, торгующиеся на иностранных биржах, не вводились ограничения, предполагающие запрет на привлечение средств», — резюмирует он.

Восстановление отношений с Западом Суверов считает маловероятным в среднесрочной перспективе, «исходя из нынешней ситуации». Но если санкции будут смягчены, нерезиденты могут рассмотреть банковский и нефтегазовый секторы. «Потому что первый больше работает внутри страны и не так подвержен международным ограничениям, а второй — потому что конъюнктура остается высокой для таких компаний», — указывает он. Цена барреля нефти марки Brent вечером 2 марта достигла $110. Однако российскую Urals сейчас покупают только с дисконтом — по оценке агентства «Аргус», он составляет порядка $15. Президент США Джо Байден, отвечая на вопрос о возможности санкций против российских нефти и газа, сообщил, что никакие варианты не исключены.

Управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин также выделяет нефтегазовый сектор, рассчитывая на «разрешение проблем с поставками из-за инфраструктурного кризиса». В пользу эмитентов из этой отрасли говорят и результаты встречи ОПЕК+, на которой объявили о продолжении восстановления добычи нефти. «То есть заменить российские объемы нефти и нефтепродуктов не выглядит возможным», — делает вывод эксперт.

После выхода этого материала Лондонская биржа приостановила допуск бумаг российских компаний к торгам. Торги были заморожены в отношении 27 бумаг, среди которых — «Роснефть», Сбербанк, «Газпром», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, «Северсталь» и другие. Как долго продлится эта пауза, LSE не сообщает. Решение принято «в дополнение к недавним санкциям в связи с событиями на Украине, в свете рыночных условий и для поддержания порядка на рынках». «Биржа продолжит держать эту ситуацию в поле зрения», — сообщила площадка.

Материал носит исключительно ознакомительный характер: Мы не несем ответственности за результаты инвестиционных решений, принятых на основе указанных данных

Автор: Маргарита Мордовина