В январе 1969 году «ливерпульская четверка» записала музыку к фильму под названием «Get Back». Но вскоре идея этого фильма была заброшена, и сделанные записи увидели свет только в мае следующего, 1970 года в виде очередного, а по факту – последнего альбома The Beatles «Let It Be». Правда, фильм впоследствии тоже вышел, но уже не как полноценное произведение группы, а как реквием по ней.
Альбом The Beatles «Let It Be», вышедший 8 мая 1970 года - это лебединая песня группы со всеми из этого вытекающими. В отличие от предыдущего альбома, «Abbey Road», он умудрился вместить в себя несколько не совсем удачных песен, тем не менее, в нем содержится и целых четыре всемирно известных хита, которые, по сути, и сделали весь альбом. В принципе, еще несколько песен тоже неплохи, но уровня любой песни из «Abbey Road» они все же не достигли.
Для начала следует сказать, что альбом «Let It Be» был в основном записан еще в январе 1969 года, тогда как «Abbey Road» создавался летом, не считая подготовки некоторых песен, которая началась уже в феврале. Таким образом «Let It Be» как бы можно считать предпоследним альбомом группы, но все же последним его делают три важных факта:
1). Некоторые песни для альбома дописывались в январе, и даже апреле 1970 года, то есть после выхода «Abbey Road» (26 сентября 1969-го).
2). Вся продюсерская работа над песнями, записанными в начале 1969-го, велась еще и в начале 1970-го, а это не менее важный процесс, чем сама запись.
3). Альбом «Let It Be» вышел через целых 7 месяцев после выхода предыдущего альбома, и это не сборник, как «Hey Jude», вышедший в феврале 1970-го, а новые песни, которые никто еще не слышал, кроме нескольких, вышедших заранее на синглах.
Таким образом есть все основания считать «Let It Be» именно последним альбомом, а не предпоследним. Потому и считаем его лебединой песней, и не совсем понятно, почему «Abbey Road», записанный в целом гораздо позже, получился таким убойным и шедевральным, а «Let It Be» вытащили только несколько хитов.
Кстати, это не только моя оценка, но и мнение фанатов группы, которые раскрутили «Let It Be» всего до 4-х «платин» (в США) против 12-ти у «Abbey Road».
Тем не менее, я оцениваю рассматриваемый альбом очень высоко, и даже «проходняковые» (на мой личный взгляд) песни слушаются сегодня прекрасно. И хоть пластинка не выглядит цельной, тем не менее, это единый альбом. В принципе, «Битлы» могли бы выпустить этот альбом в двойном варианте, потому что они записали еще целый ряд песен, которые могли бы на «Let It Be» войти, но их распределили по синглам. Кое-что попало на «Hey Jude», а остальное расползлось по сборникам или вообще долгие годы не публиковалось.
Также нужно сказать, что даже в момент записи песен в январе 1969-го, группа не намеревалась выпускать этот альбом под названием «Let It Be». Пол Маккартни планировал записать даже не альбом, а создать фильм, который показал бы, что с группой все в порядке, и в ее рядах имеется такое же согласие, какое царило и в начале 60-х. Естественно, альбом тоже вышел бы, но это был бы очень простой альбомчик, без особых наложений и кропотливой студийной работы. Отсюда и некоторые простецкие песни, которые на шедевры никак не тянут.
Говорят, что на фильм было истрачено много километров пленки и записано около 100 песен, но впоследствии, когда гораздо позже фильм все же вышел, песен оказалось в нем на порядок меньше. Однако к концу записи музыканты группы снова разругались, и идея фильма, который планировался называться «Get Back», как бы затухла. Вместо этого было решено записывать новую пластинку («Abbey Road»), причем уже не как фильм, а как полноценный альбом, а это уже подразумевало совершенно иное отношение к материалу. И для записи нового материала группа решила снова сплотиться, как и в прежние времена, и Джорджу Мартину удалось навести в ее рядах железную дисциплину.
Вообще-то я совсем не разбираюсь в том, как кто-то может навести дисциплину в рядах группы, состоящей из суперзвезд, и заставить записать совершенно шедевральный и максимально целостный альбом этими звездами, которые уже в течение как минимум двух лет своими претензиями друг к другу невольно разваливали The Beatles. Наверное, тут все же повлияли какие-то очень серьезные финансовые вопросы, другой управы на таких неуправляемых личностей, как «битлы», не наблюдается.
Как бы там ни было, но «битлы» забросили свою предыдущую работу и сделали новую, и альбом этот получился самым заметным во всей дискографии The Beatles, по качеству он побил даже 24-х «платиновый» «Белый Альбом». А по коммерческой популярности «Abbey Road» перевесил даже эпохального «Сержанта Пеппера» - 12 миллионов проданных копий против 11-ти. Вот такая вот петрушка получилась с «битлами» в 1969-м году.
Однако уже записанный музыкантами материал для фильма «Get Back» следовало как-то продать – руководство лейбла чувствовало, что группе наступает кирдык, и нужно выжать из нее максимум, пока еще есть время. Лейбл решил состряпать из этого фильма полноценный альбом, что было трудновато, но приглашенный специально для этой работы Фил Спектор с ней все же справился. Сохранились высказывания музыкантов по поводу этого альбома – Леннону, Харрисону и Старру работа Спектора очень понравилась, Джон Леннон даже похвалил его за то, что тот из кучи «навоза» (в оригинале там была нецензурщина) сделал настоящую конфетку.
А вот Маккартни закусил удила и вообще хотел запретить альбом «Let It Be» к выпуску, потому что Спектор полностью переделал весь материал не так, как хотел сэр Пол. В сущности, Маккартни его и запретил, но лейблу пластинка понравилась, и прославленный «битл» тут оказался бессилен.
В принципе, альбом, кроме тройки «битлов», понравился и фанатам «Битлз», потому что, как пишется в некоторых авторитетных источниках, только предварительных заказов на альбом, и только в США, было зафиксировано 3,7 миллиона копий. Правда, это не стыкуется с некоторыми другими фактами, например, известно, что за несколько дней после выхода альбома было продано всего немногим более 500 тысяч копий, а до настоящего времени (спустя более 30 лет) он разошелся тиражом 4 миллиона. Спрашивается – куда делись почти 4 миллиона предварительных заказов в 1970-м году?
Но в целом альбом стал популярным, в первую очередь – благодаря таким несомненным и шедевральным хитам, как «Let It Be», «Across the Universe», «I Me Mine» и «Get Back». В принципе, этого уже достаточно, чтобы сделать альбом значительным, хотя Пол Маккартни и заявляет, что Фил Спектор очень сильно испортил его звучание, в частности – хит всех времен и народов «Let It Be». Впоследствии он даже записал на старой болванке несколько альтернативных версий, которые позже входили на разные сборники The Beatles, хотя я считаю, что версия, вошедшая на альбом «Let It Be» – самая лучшая из всех.
А теперь давайте кратко пройдемся по песням. На оригинальных пластинках указано, что большинство песен написали Леннон и Маккартни совместно, но в последнее время появилась другая информация по авторству – я озвучу ее в комментариях к каждой отдельной песне.
Сторона 1:
1). Two of Us (3:33). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Очень хорошая песня. Правда, она больше походит на сольное творчество Маккартни или Леннона, а не на музыку конкретных The Beatles, тем не менее я, когда еще в 70-х услышал этот альбом, то эта «открывашка» меня изрядно заводила, хотя, конечно же, не так, как «открывашки» с других альбомов группы того времени.
2). Dig a Pony (3:56). Автор и вокал – Леннон. Песня чисто для фильма, а не для альбома, судя по ней, понятно, почему Джордж Мартин решил «закрыть» этот проект – материал и на самом деле попахивал «проходняком», ну, за исключением явных хитов.
3). Across the Universe (3:51). Автор и вокал – Леннон. Хит альбома №2 (хит №1 – ниже по списку). Комментировать нечего, потому что хиты комментировать как-то неудобно. Скажу только, что я впервые услышал эту песню в 1976 году на советском миньоне фирмы «Мелодия», который вышел то ли в 1972-м, то ли в 1973-м году.
4). I Me Mine (2:25). Автор и вокал – Харрисон. Хит альбома №3. Харрисон тут постарался на славу. Кстати, основная часть песни была закончена только 1-го апреля 1970 года, и в это время Джона Леннона в группе уже не было, так что записывали ее втроем. Эта песня тоже вышла на советском миньоне 1972 (1973) года.
5). Dig It (0:51). Авторы – все музыканты, вокал – Леннон. Какая-то короткая «неразбериха» в стиле The Rolling Stones. Я вообще долгое время думал, что этот номер запевает Мик Джаггер, потому что слышал, что он во время записи альбома «Get Back» в январе 1969-го находился в студии вместе с «Битлами». Не знаю, почему я спутал вокал Леннона с Джаггером, но они и на самом деле тут чем-то похожи.
6). Let It Be (4:01). Автор и вокал – Маккартни. Шедевр №1, и не только альбома, а всего творчества «Битлз». Может, я не прав, но я не вижу в творчестве «битлов» ни одной более проникновенной песни, чем эта. Нет, высококлассных песен у них множество, но вот «Let It Be» - вне конкуренции. Хотя, честно говоря, я считаю этот номер более подходящим сольному творчеству Маккартни, чем The Beatles. Это третья песня с альбома, вышедшая на советском миньоне вместе с двумя песнями, отмеченными выше.
7). Maggie Mae (0:39). Песня народная, вокал – Леннон. Нормальный такой шлягер, жаль, что сильно короткий.
Сторона 2:
8). I've Got a Feeling (3:38). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Еще одна песня для фильма, а не для альбома, хотя получше, чем «Dig a Pony», тем не менее, скорее подходит к репертуару раннего творчества группы Wings. От «Битлов» тут очень мало, они проклевываются только в той части, где слышится явный голос Леннона.
9). One After 909 (2:52). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Еще одно буги-вуги «для фильма». Номер имеет ценность только как живая картинка «Битлов», играющих вместе, а музыка тянет скорее на «проходняк».
10). The Long and Winding Road (3:40). Автор и вокал – Маккартни. Эта песня считается шедевром, но я такие не люблю, потому и комментировать не буду. Скажу только, что Пол Маккартни был очень недоволен тем, что Фил Спектор добавил на фонограмму слишком много оркестровки.
11). For You Blue (2:33). Автор и вокал – Харрисон. А это – чистый сольный номер от Джорджа, «битлами» тоже не пахнет, хотя в ее записи участвовали все четверо. Например, Леннон играет на слайд-гитаре, а Маккартни – на пианино.
12). Get Back (3:09). Авторы – Леннон и Маккартни, вокал – Маккартни. Это хит №4, хотя мне он нравится почему-то больше остальных хитов. Почему так? Да он просто не надоедает. Композиция настолько разнообразная по структуре, что я уже более 40 лет подряд нахожу в ней какие-то новые изюминки, особенно учитывая, что на разных сборниках «Битлов» часто выходили и разные версии этой песни. А у нас в СССР битловских сборников обычно крутилось гораздо больше, чем номерных альбомов, и стоили они гораздо дешевле, то есть были более доступными. Вот таким образом мне и удалось еще в те «благословенные» времена ознакомиться с разными версиями «Get Back».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О THE BEATLES НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Abbey Road» - ударное завершение такой же ударной карьеры The Beatles
Какие альбомы «Битлов» хорошие, какие лучшие, а какие – эпохальные? Мнение рокера, а не битломана