Найти тему
Без музыки совсем не то

The Beatles «Let It Be», 1970 – реально последний альбом группы с мировыми хитами напоследок

В январе 1969 году «ливерпульская четверка» записала музыку к фильму под названием «Get Back». Но вскоре идея этого фильма была заброшена, и сделанные записи увидели свет только в мае следующего, 1970 года в виде очередного, а по факту – последнего альбома The Beatles «Let It Be». Правда, фильм впоследствии тоже вышел, но уже не как полноценное произведение группы, а как реквием по ней.

The Beatles "Let It Be", 1970 г., американский выпуск с оранжевым яблоком
The Beatles "Let It Be", 1970 г., американский выпуск с оранжевым яблоком

Альбом The Beatles «Let It Be», вышедший 8 мая 1970 года - это лебединая песня группы со всеми из этого вытекающими. В отличие от предыдущего альбома, «Abbey Road», он умудрился вместить в себя несколько не совсем удачных песен, тем не менее, в нем содержится и целых четыре всемирно известных хита, которые, по сути, и сделали весь альбом. В принципе, еще несколько песен тоже неплохи, но уровня любой песни из «Abbey Road» они все же не достигли.

Для начала следует сказать, что альбом «Let It Be» был в основном записан еще в январе 1969 года, тогда как «Abbey Road» создавался летом, не считая подготовки некоторых песен, которая началась уже в феврале. Таким образом «Let It Be» как бы можно считать предпоследним альбомом группы, но все же последним его делают три важных факта:

Конверт американского выпуска альбома, с разворотом. Первый английский выпуск был без разворота, но с книжкой
Конверт американского выпуска альбома, с разворотом. Первый английский выпуск был без разворота, но с книжкой

1). Некоторые песни для альбома дописывались в январе, и даже апреле 1970 года, то есть после выхода «Abbey Road» (26 сентября 1969-го).

2). Вся продюсерская работа над песнями, записанными в начале 1969-го, велась еще и в начале 1970-го, а это не менее важный процесс, чем сама запись.

3). Альбом «Let It Be» вышел через целых 7 месяцев после выхода предыдущего альбома, и это не сборник, как «Hey Jude», вышедший в феврале 1970-го, а новые песни, которые никто еще не слышал, кроме нескольких, вышедших заранее на синглах.

Разворот альбома The Beatles "Let It Be", 1970 г.
Разворот альбома The Beatles "Let It Be", 1970 г.

Таким образом есть все основания считать «Let It Be» именно последним альбомом, а не предпоследним. Потому и считаем его лебединой песней, и не совсем понятно, почему «Abbey Road», записанный в целом гораздо позже, получился таким убойным и шедевральным, а «Let It Be» вытащили только несколько хитов.

Кстати, это не только моя оценка, но и мнение фанатов группы, которые раскрутили «Let It Be» всего до 4-х «платин» (в США) против 12-ти у «Abbey Road».

Лейблы американского выпуска с двух сторон пластинки
Лейблы американского выпуска с двух сторон пластинки

Тем не менее, я оцениваю рассматриваемый альбом очень высоко, и даже «проходняковые» (на мой личный взгляд) песни слушаются сегодня прекрасно. И хоть пластинка не выглядит цельной, тем не менее, это единый альбом. В принципе, «Битлы» могли бы выпустить этот альбом в двойном варианте, потому что они записали еще целый ряд песен, которые могли бы на «Let It Be» войти, но их распределили по синглам. Кое-что попало на «Hey Jude», а остальное расползлось по сборникам или вообще долгие годы не публиковалось.

Лейблы английского выпуска с двух сторон пластинки
Лейблы английского выпуска с двух сторон пластинки

Также нужно сказать, что даже в момент записи песен в январе 1969-го, группа не намеревалась выпускать этот альбом под названием «Let It Be». Пол Маккартни планировал записать даже не альбом, а создать фильм, который показал бы, что с группой все в порядке, и в ее рядах имеется такое же согласие, какое царило и в начале 60-х. Естественно, альбом тоже вышел бы, но это был бы очень простой альбомчик, без особых наложений и кропотливой студийной работы. Отсюда и некоторые простецкие песни, которые на шедевры никак не тянут.

Книжка первого английского выпуска для альбома с конвертом без разворота
Книжка первого английского выпуска для альбома с конвертом без разворота

Говорят, что на фильм было истрачено много километров пленки и записано около 100 песен, но впоследствии, когда гораздо позже фильм все же вышел, песен оказалось в нем на порядок меньше. Однако к концу записи музыканты группы снова разругались, и идея фильма, который планировался называться «Get Back», как бы затухла. Вместо этого было решено записывать новую пластинку («Abbey Road»), причем уже не как фильм, а как полноценный альбом, а это уже подразумевало совершенно иное отношение к материалу. И для записи нового материала группа решила снова сплотиться, как и в прежние времена, и Джорджу Мартину удалось навести в ее рядах железную дисциплину.

Иллюстрации из английской книжки
Иллюстрации из английской книжки

Вообще-то я совсем не разбираюсь в том, как кто-то может навести дисциплину в рядах группы, состоящей из суперзвезд, и заставить записать совершенно шедевральный и максимально целостный альбом этими звездами, которые уже в течение как минимум двух лет своими претензиями друг к другу невольно разваливали The Beatles. Наверное, тут все же повлияли какие-то очень серьезные финансовые вопросы, другой управы на таких неуправляемых личностей, как «битлы», не наблюдается.

Джон Леннон
Джон Леннон

Как бы там ни было, но «битлы» забросили свою предыдущую работу и сделали новую, и альбом этот получился самым заметным во всей дискографии The Beatles, по качеству он побил даже 24-х «платиновый» «Белый Альбом». А по коммерческой популярности «Abbey Road» перевесил даже эпохального «Сержанта Пеппера» - 12 миллионов проданных копий против 11-ти. Вот такая вот петрушка получилась с «битлами» в 1969-м году.

Джордж Харрисон
Джордж Харрисон

Однако уже записанный музыкантами материал для фильма «Get Back» следовало как-то продать – руководство лейбла чувствовало, что группе наступает кирдык, и нужно выжать из нее максимум, пока еще есть время. Лейбл решил состряпать из этого фильма полноценный альбом, что было трудновато, но приглашенный специально для этой работы Фил Спектор с ней все же справился. Сохранились высказывания музыкантов по поводу этого альбома – Леннону, Харрисону и Старру работа Спектора очень понравилась, Джон Леннон даже похвалил его за то, что тот из кучи «навоза» (в оригинале там была нецензурщина) сделал настоящую конфетку.

Ринго Старр
Ринго Старр

А вот Маккартни закусил удила и вообще хотел запретить альбом «Let It Be» к выпуску, потому что Спектор полностью переделал весь материал не так, как хотел сэр Пол. В сущности, Маккартни его и запретил, но лейблу пластинка понравилась, и прославленный «битл» тут оказался бессилен.

Один из выпусков советского миньона фирмы "Мелодия" с тремя песнями с альбома "Let It Be", выпущенный в 1972 (или 1973) году
Один из выпусков советского миньона фирмы "Мелодия" с тремя песнями с альбома "Let It Be", выпущенный в 1972 (или 1973) году

В принципе, альбом, кроме тройки «битлов», понравился и фанатам «Битлз», потому что, как пишется в некоторых авторитетных источниках, только предварительных заказов на альбом, и только в США, было зафиксировано 3,7 миллиона копий. Правда, это не стыкуется с некоторыми другими фактами, например, известно, что за несколько дней после выхода альбома было продано всего немногим более 500 тысяч копий, а до настоящего времени (спустя более 30 лет) он разошелся тиражом 4 миллиона. Спрашивается – куда делись почти 4 миллиона предварительных заказов в 1970-м году?

Советский флекси-диск с этими же песнями, выпущенный в 1974 году
Советский флекси-диск с этими же песнями, выпущенный в 1974 году

Но в целом альбом стал популярным, в первую очередь – благодаря таким несомненным и шедевральным хитам, как «Let It Be», «Across the Universe», «I Me Mine» и «Get Back». В принципе, этого уже достаточно, чтобы сделать альбом значительным, хотя Пол Маккартни и заявляет, что Фил Спектор очень сильно испортил его звучание, в частности – хит всех времен и народов «Let It Be». Впоследствии он даже записал на старой болванке несколько альтернативных версий, которые позже входили на разные сборники The Beatles, хотя я считаю, что версия, вошедшая на альбом «Let It Be» – самая лучшая из всех.

А теперь давайте кратко пройдемся по песням. На оригинальных пластинках указано, что большинство песен написали Леннон и Маккартни совместно, но в последнее время появилась другая информация по авторству – я озвучу ее в комментариях к каждой отдельной песне.

Сторона 1:

1). Two of Us (3:33). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Очень хорошая песня. Правда, она больше походит на сольное творчество Маккартни или Леннона, а не на музыку конкретных The Beatles, тем не менее я, когда еще в 70-х услышал этот альбом, то эта «открывашка» меня изрядно заводила, хотя, конечно же, не так, как «открывашки» с других альбомов группы того времени.

2). Dig a Pony (3:56). Автор и вокал – Леннон. Песня чисто для фильма, а не для альбома, судя по ней, понятно, почему Джордж Мартин решил «закрыть» этот проект – материал и на самом деле попахивал «проходняком», ну, за исключением явных хитов.

3). Across the Universe (3:51). Автор и вокал – Леннон. Хит альбома №2 (хит №1 – ниже по списку). Комментировать нечего, потому что хиты комментировать как-то неудобно. Скажу только, что я впервые услышал эту песню в 1976 году на советском миньоне фирмы «Мелодия», который вышел то ли в 1972-м, то ли в 1973-м году.

4). I Me Mine (2:25). Автор и вокал – Харрисон. Хит альбома №3. Харрисон тут постарался на славу. Кстати, основная часть песни была закончена только 1-го апреля 1970 года, и в это время Джона Леннона в группе уже не было, так что записывали ее втроем. Эта песня тоже вышла на советском миньоне 1972 (1973) года.

5). Dig It (0:51). Авторы – все музыканты, вокал – Леннон. Какая-то короткая «неразбериха» в стиле The Rolling Stones. Я вообще долгое время думал, что этот номер запевает Мик Джаггер, потому что слышал, что он во время записи альбома «Get Back» в январе 1969-го находился в студии вместе с «Битлами». Не знаю, почему я спутал вокал Леннона с Джаггером, но они и на самом деле тут чем-то похожи.

6). Let It Be (4:01). Автор и вокал – Маккартни. Шедевр №1, и не только альбома, а всего творчества «Битлз». Может, я не прав, но я не вижу в творчестве «битлов» ни одной более проникновенной песни, чем эта. Нет, высококлассных песен у них множество, но вот «Let It Be» - вне конкуренции. Хотя, честно говоря, я считаю этот номер более подходящим сольному творчеству Маккартни, чем The Beatles. Это третья песня с альбома, вышедшая на советском миньоне вместе с двумя песнями, отмеченными выше.

7). Maggie Mae (0:39). Песня народная, вокал – Леннон. Нормальный такой шлягер, жаль, что сильно короткий.

Конверт российского выпуска альбома "Let It Be" лейбла "АнТроп" в 1992 году
Конверт российского выпуска альбома "Let It Be" лейбла "АнТроп" в 1992 году

Сторона 2:

8). I've Got a Feeling (3:38). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Еще одна песня для фильма, а не для альбома, хотя получше, чем «Dig a Pony», тем не менее, скорее подходит к репертуару раннего творчества группы Wings. От «Битлов» тут очень мало, они проклевываются только в той части, где слышится явный голос Леннона.

9). One After 909 (2:52). Авторы и вокалы – Леннон и Маккартни. Еще одно буги-вуги «для фильма». Номер имеет ценность только как живая картинка «Битлов», играющих вместе, а музыка тянет скорее на «проходняк».

Подробная информация с задней части конверта российского выпуска
Подробная информация с задней части конверта российского выпуска

10). The Long and Winding Road (3:40). Автор и вокал – Маккартни. Эта песня считается шедевром, но я такие не люблю, потому и комментировать не буду. Скажу только, что Пол Маккартни был очень недоволен тем, что Фил Спектор добавил на фонограмму слишком много оркестровки.

Разнообразие наклеек на пластинках российского выпуска 1992 года
Разнообразие наклеек на пластинках российского выпуска 1992 года

11). For You Blue (2:33). Автор и вокал – Харрисон. А это – чистый сольный номер от Джорджа, «битлами» тоже не пахнет, хотя в ее записи участвовали все четверо. Например, Леннон играет на слайд-гитаре, а Маккартни – на пианино.

12). Get Back (3:09). Авторы – Леннон и Маккартни, вокал – Маккартни. Это хит №4, хотя мне он нравится почему-то больше остальных хитов. Почему так? Да он просто не надоедает. Композиция настолько разнообразная по структуре, что я уже более 40 лет подряд нахожу в ней какие-то новые изюминки, особенно учитывая, что на разных сборниках «Битлов» часто выходили и разные версии этой песни. А у нас в СССР битловских сборников обычно крутилось гораздо больше, чем номерных альбомов, и стоили они гораздо дешевле, то есть были более доступными. Вот таким образом мне и удалось еще в те «благословенные» времена ознакомиться с разными версиями «Get Back».

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О THE BEATLES НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом «Abbey Road» - ударное завершение такой же ударной карьеры The Beatles

«The Beatles In Italy», 1965 г. ~ как итальянцы решили обмануть всех «битломанов», выпустив уникальный альбом группы

Какие альбомы «Битлов» хорошие, какие лучшие, а какие – эпохальные? Мнение рокера, а не битломана

Самые зачетные каверы на некоторые песни Битлз в исполнении Electric Light Orchestra, The Sweet и Дэйвида Байрона

«John Lennon/Plastic Ono Band», 1970 г. – дебютный альбом великого «битла», самый прочувствованный из всех его творений