Как открыть клинику?
Сейчас мы являемся свидетелями кризиса, происходящего как в политической, так и в экономической сфере, что в свою очередь затрагивает весь бизнес России.
Новая реальность показывает, что происходящие изменения во внутренней и внешней экономике отражаются на многих отраслях, некоторые направления просто исчезают из-за ухода с рынка зарубежных компаний и производителей.
Но если смотреть шире стрессовой ситуации, то во времена гиперинфляции, экономического шторма и именно в такие моменты кто-то успевает открывать и занимать новые ниши и направления бизнеса. Включайте холодный разум, думайте!
Не буду перечислять все направления, которые в условиях настоящего времени активно развиваются, этих ниш оказалось много, и одним из самых перспективных остается медицинская деятельность, так как поддержание здоровья всегда будет являться жизненно необходимым. Медицинская клиника в кризис не только может работать, но и будут открываться новые центры, сети клиник, развиваться жизненно-важные направления медицины, появляться новые продукты с высоким спросом.
С 1 марта 2022 года медицинская отрасль получила значительные послабления и упрощение порядка запуска, лицензирования клиники. А в последние два года произошло значительное развитие в it-технологиях и диджитализации медицинского бизнеса в связи с пандемией. Медицинские клиники как и врачи стали значительно ближе к пациентам, в том числе посредством развития социальных сетей, агрегаторов.
Сейчас существует множество вариантов открытия новых клиник, их можно разделить условно на два крупных блока: первый блок, открытие клиники с инновационным МЕДИЦИНСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ и второй блок - открытие медицинской клиники с НЕБОЛЬШИМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, но с востребованными медицинскими услугами, не обязательно использующими дорогостоящее медицинское оборудование. Как правило, ко второму блоку относятся узкопрофильные клиники, такие, как лабораторная диагностика, центр неврологии, урология, гинекология, появившиеся в последние два года клиники биохакинга и другие.
По первому блоку в настоящее время имеются экономические сложности из-за не стабильного курса и логистики поставок оборудования, поэтому по данному варианту можно отталкиваться от поиска наличия иностранных аппаратов в России, а также присмотреться к вторичному рынку.
На вторичном рынке лучше покупать оборудование, которое не потеряет в цене, не требует дорогостоящих импортных расходных материалов, которыми чаще «страдают» производители США и Израиля.
Как выбрать правильную франшизу клиники ?
Новичку лучше выбрать направление с небольшими вложениями, небольшой площади .
Наши клиники застали экономические кризисы, в свое время мы верно делали ставку на востребованные услуги, намеренно отбирали качественных и надежных производителей медицинского оборудования без расходных материалов, что на «дистанции» проявило свою экономическую выгоду.
Как не ошибиться с выбором франшизы?
Обратите внимание на опыт продавцов франшизы. Сколько собственных предприятий работает, какой оборот, сколько лет осуществляют деятельность. Как оформлена презентационная документация, исчерпывающая информация или много «воды», есть ли конкретика и глубина знаний продукта, опыт.
Если речь идет о франшизе с участием аппаратных процедур, то любые аппараты, эпиляции, кавитации, похудения, даже аппаратного массажа являются стопроцентной медицинской услугой, подпадающая под лицензирование деятельности, значит формат ИП вам не подходит, только ООО, а услуги должны выполняться по соответствующему ОКВЭД - деятельность больничных организаций. В бизнес-модели также должны быть учтены все расходы с учетом правил и законодательных норм медицинского учреждения.
Рентабельность в медицинском бизнесе составляет 17-30%. Окупаемость зависит напрямую от маржинальности услуг и величине среднего чека. Обратите внимание на чем выстраивается уникальное торговое предложение, какой профиль клиники.
Если это стандартный набор эпиляции, бьюти-услуг и т д, то в этом сегменте очень высокая конкуренция, соответственно, прибыль зависит от многих факторов.
Изучите УТП клиники, ключевые услуги. Помимо моды или тренда, подумайте совпадает ли концепция клиники с возможностью действительно закрыть все потребности пациента с научной, экспертной, медицинской, точки зрения.
Несколько лет назад на лазерном оборудовании для эпиляции работали без медицинской лицензии, не боясь штрафов и ответственности, открывая на волне десятками точки по всей стране, а стоматологическую услугу «Отбеливание зубов» выдавали в торговых центрах за бытовую косметическую услугу. Многие начинающие предприниматели пострадали на хайпе и не знании основ медицинского бизнеса.
Поэтому в медицинской франшизе нужно искать не только моду, хайп, фишку, но и качество медицинского продукта, выстроенную на научной доказанности.
Обратите внимание на размер роялти и паушального взноса. Правильный расчет паушального будет таким. Паушальный взнос пропорционален 10-20% от первоначальных инвестиций, а роялти находятся в диапазоне 1-4% от оборота.
Задавайте правильные и конкретные вопросы франчайзеру. Например, одними из таких вопросов будут, формируется ли бизнес-план под франчайзи? Что входит в расчеты инвестиций? Откуда будет идти первичный трафик пациентов?
Основатель Molodo Medical Consulting Group,
Скарджувене Влада Николаевна
04.03.2022.