Найти тему

Профессор Валерий Савчук рассказал, как статус «жертвы» стал привлекательным

Профессор Института философии СПбГУ Валерий Савчук прочитал в новгородской «Точке кипения» лекцию «Медиальная конструкция жертвы».

— Идея жертвы лежит в самих истоках человеческой культуры, так же как орудия труда и наскальное искусство, — пояснил Валерий Савчук. — Более того, она всегда присутствует и в дальнейшем в мировой и национальных культурах.

Учёный отметил, что у всех народов на определенной стадии развития имели место кровавые жертвоприношения. При этом именно кровавые жертвы считались самыми чистыми и действенными. От обычного убийства они отличались тем, что всегда должны были быть невинными и добровольными.

— Когда в жертву приносили быка, жрец всегда спрашивал того, хочет ли он быть принесенным в жертву Дионису или какому-то другому богу, — пояснил профессор. — И, если бык при этом кивал головой или махал хвостом, это принималось за согласие. В некоторых деревнях до сих пор отсутствует понятие «убить скотину». Есть понятие «молить скотину». Это значит, что прежде, чем забить животное, у него обязательно нужно попросить прощения.

По мнению лектора, жертва вообще неустранима из культуры, однако на протяжении истории она тоже видоизменялась. Кровавые жертвоприношения со временем подменялись субститутами: сначала это были люди, затем животные, потом деньги и любые другие ценные для общества вещи. В современном обществе статус жертвы всегда формируется посредством медиа. При этом, как и в ранние периоды истории этот статус достаточно высок, поскольку дает своему обладателю моральные и другие преференции.

— Так после трагедии 11 сентября 2001 года разыгралась битва за право называться жертвой, — подчеркнул Валерий Савчук. — Президент США с гордостью говорил: «Мы жертвы террористов». Тогда как лидеры и интеллектуалы Восточного мира парировали, что на деле первыми жертвами являлись именно они — жертвами американизации, демократизации, голливудизации.

Профессор считает, что современные медиа целенаправленно обустраивают место жертвы, и оно в обозримом цивилизационном будущем всегда будет занято. Показательным примером Валерий Савчук считает положение инвалидов в современном обществе.

— В западных странах, а постепенно и у нас приходит понимание, что нужно создавать человеческие условия инвалидам: пандусы, туалеты, — рассказал лектор. — Но кто из вас видел инвалида, поднимающегося по пандусу в магазин? Лично я не видел. Тем не менее, цивилизованное общество жертвует для этого немалые финансовые средства, поскольку это гуманная идея. В Германии есть один гипнотизёр, которого называют «врагом колясочников». Например, он собирает какое-то количество колясочников, вводит их в транс и приказывает «встать и идти». И какое-то количество этих колясочников всегда встаёт и идёт. При этом обращаю внимание, всегда «встают» и «идут» не те, которые притворялись. Просто их тело, находясь под медитативно-гипнотическим влиянием прессы, занимало соответствующую медиальную конструкцию и «встраивалось» в создавшуюся социокультурную ситуацию. Потому что статус инвалида в такой стране позволяет решать все труднодоступные, а то и вовсе «нерешаемые» проблемы: получение социального жилья, пенсия по инвалидности, даже скидки на услуги в районах «красных фонарей». Показательно, что люди-инвалиды не хитрят. Это некое массовое самовнушение, а соответствующая ситуации психосоматика действует настолько мощно, что они действительно теряют возможность ходить, видеть, слышать.

Публичные лекции Валерия Савчука проходят в рамках ХХ сессии научно-образовательного и просветительского проекта кафедры философии, культурологии и социологии НовГУ «Ареопаг-АнтоНОВо».

Больше информации читайте на сайте НовГУ