Найти тему

Как подростку развить грамотную речь? 4 месяца упражнений по полчаса в день дадут слышимые результаты

Оглавление

В нынешнее время очень редко можно встретить подростка с хорошо поставленной речью. Вам приходилось слышать подобные диалоги?

— Нуу, знаешь, там, короче ЛОЛ, Я говорю ей, типа того, ну, короче ЛОЛ, понимашь?

— Да, блин, конечно она, ну ваще…

— ЛОЛ.

И подростки считают, что это современный разговор, вполне понятный. Но некоторые ребята хотят исправить свою речь.

Что же делать?

Что вы будете делать, если решите заиметь спортивную фигуру? Конечно, тренироваться. И вам не покажется это странным или неудобным. Вы будете выделять время, по возможности, каждый день, и старательно тренироваться.

Так и речь нужно тренировать ежедневно. Минут 20-30 в день выделяйте для этих занятий. Вы удивитесь, насколько ощутимые будут результаты. Хорошо поставленная и грамотная речь принесёт успех во многих областях деятельности.

Разберём несколько простых приёмов:

1) Учить стихи и рассказывать их на диктофон

Вы сами будете слышать ошибки в дикции и интонации. Постепенно они будут исчезать, если читать регулярно. При большой занятости (понятно, что в школе много задают), можно рассказывать одно и то же стихотворение. Сохраните первую запись и сравните её с записью через 2-3 месяца.

2) Возьмите за правило рассказывать друзьям или родителям просмотренный фильм, прочитанную книгу, да хоть параграф по истории…

Пересказы тоже можно записывать на диктофон, услышите слова-паразиты, протягивание ЭЭЭЭЭ или ММММ, когда думаете, что сказать дальше.

Когда рассказываете, о чём фильм или книга, необходимо выделить ключевые моменты, главные события, основных героев. Определить характер героев и их роль в произведении.
Обязательно запоминайте автора, если это книга. Режиссёра, имена известных актеров. Если фильм снят по классическому произведению, то автора. Это и тренировка памяти, обогащение словарного запаса и кругозора.

Чтобы было легче, на первых порах пишите вопросы. Например, посмотрели фильм «Офицеры»:

1) С каких исторических событий начался фильм?

2) Главные герои.

3) Какой характер у Алексея, Ивана, Любы?

4) Какое историческое событие произошло потом?

5) Как поступили герои?

6) Встреча друзей.

Все эти моменты описываете подробно и детально. И вот получился вполне содержательный рассказ.

3) Предложите друзьям рассказывать друг другу произведения школьной программы

Задают очень большой список, что необходимо прочитать летом. Поделите произведения с другом и после прочтения очень подробно пересказывайте прочитанное.

Необходимо делать записи ключевых событий и героев. Кратко, в виде плана. И вот выходит двойная польза: вы знаете все заданные произведения, потратили меньше времени, плюс развиваете речь. Ведь пересказать нужно так, чтобы собеседник узнал о произведении, словно сам его читал.

4) Чтение чистоговорок. Хорошая дикция — 50% впечатления

5) Чтение вслух

Это как «велотренажёр» для языка. Вы же не будете спорить, что домашние спортивные тренажёры несут пользу.

Так и это простое действие тренирует речевой аппарат. Кадр из фильма «Король говорит»
Так и это простое действие тренирует речевой аппарат. Кадр из фильма «Король говорит»

На слух воспринимаете красивую речь, с грамотно сложенными предложениями. Невольно захочется говорить так же.

6) Выписывайте из книги или фильмов цитаты, которые понравились

Высказывания героев. Используйте это в своей речи. Ну, конечно, к месту.

Если вам интересно, как работать над речью с ребёнком помладше, прочитайте, на что эффективно тратить полчаса с дошкольником.

Буду очень рада обратной связи! Напишите в комментариях, как вы работаете над речью, добавьте свои методы тренировок.

Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании

Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог со стажем 24 года, двое детей, оба на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-2

Другие статьи автора:

4 ошибки, которые даже продвинутые родители допускают при подготовке ребёнка к школе