В нынешнее время очень редко можно встретить подростка с хорошо поставленной речью. Вам приходилось слышать подобные диалоги?
— Нуу, знаешь, там, короче ЛОЛ, Я говорю ей, типа того, ну, короче ЛОЛ, понимашь?
— Да, блин, конечно она, ну ваще…
— ЛОЛ.
И подростки считают, что это современный разговор, вполне понятный. Но некоторые ребята хотят исправить свою речь.
Что же делать?
Что вы будете делать, если решите заиметь спортивную фигуру? Конечно, тренироваться. И вам не покажется это странным или неудобным. Вы будете выделять время, по возможности, каждый день, и старательно тренироваться.
Так и речь нужно тренировать ежедневно. Минут 20-30 в день выделяйте для этих занятий. Вы удивитесь, насколько ощутимые будут результаты. Хорошо поставленная и грамотная речь принесёт успех во многих областях деятельности.
Разберём несколько простых приёмов:
1) Учить стихи и рассказывать их на диктофон
Вы сами будете слышать ошибки в дикции и интонации. Постепенно они будут исчезать, если читать регулярно. При большой занятости (понятно, что в школе много задают), можно рассказывать одно и то же стихотворение. Сохраните первую запись и сравните её с записью через 2-3 месяца.
2) Возьмите за правило рассказывать друзьям или родителям просмотренный фильм, прочитанную книгу, да хоть параграф по истории…
Пересказы тоже можно записывать на диктофон, услышите слова-паразиты, протягивание ЭЭЭЭЭ или ММММ, когда думаете, что сказать дальше.
Когда рассказываете, о чём фильм или книга, необходимо выделить ключевые моменты, главные события, основных героев. Определить характер героев и их роль в произведении.
Обязательно запоминайте автора, если это книга. Режиссёра, имена известных актеров. Если фильм снят по классическому произведению, то автора. Это и тренировка памяти, обогащение словарного запаса и кругозора.
Чтобы было легче, на первых порах пишите вопросы. Например, посмотрели фильм «Офицеры»:
1) С каких исторических событий начался фильм?
2) Главные герои.
3) Какой характер у Алексея, Ивана, Любы?
4) Какое историческое событие произошло потом?
5) Как поступили герои?
6) Встреча друзей.
Все эти моменты описываете подробно и детально. И вот получился вполне содержательный рассказ.
3) Предложите друзьям рассказывать друг другу произведения школьной программы
Задают очень большой список, что необходимо прочитать летом. Поделите произведения с другом и после прочтения очень подробно пересказывайте прочитанное.
Необходимо делать записи ключевых событий и героев. Кратко, в виде плана. И вот выходит двойная польза: вы знаете все заданные произведения, потратили меньше времени, плюс развиваете речь. Ведь пересказать нужно так, чтобы собеседник узнал о произведении, словно сам его читал.
4) Чтение чистоговорок. Хорошая дикция — 50% впечатления
5) Чтение вслух
Это как «велотренажёр» для языка. Вы же не будете спорить, что домашние спортивные тренажёры несут пользу.
На слух воспринимаете красивую речь, с грамотно сложенными предложениями. Невольно захочется говорить так же.
6) Выписывайте из книги или фильмов цитаты, которые понравились
Высказывания героев. Используйте это в своей речи. Ну, конечно, к месту.
Буду очень рада обратной связи! Напишите в комментариях, как вы работаете над речью, добавьте свои методы тренировок.
Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог со стажем 24 года, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
4 ошибки, которые даже продвинутые родители допускают при подготовке ребёнка к школе