С 29 июня 2021 года в России действует закон «О пчеловодстве». В нем даются определения таких понятий, как пасека или пчелиная семь, но при этом нет точного указания, какой продукт считается собственно медом. Подобная «неточность» оставляет большое пространство для фальсификации, а привлечь недобросовестных производителей к ответственности сейчас невозможно: нет четких формулировок – нет нарушений. Чтобы исправить эту ситуацию, сенаторы Совета Федерации разрабатывают поправки в закон.
В поправках фиксируются определения основных понятий, отсутствующие в законе сейчас.
- Мед – природный продукт, результат жизнедеятельности пчел, выработанный из нектара растений, который пчелы собирают, преобразуют, обезвоживают и оставляют в сотах для созревания.
- Медовый продукт – пищевой продукт, производимый на основе меда.
Если эти поправки примут, у производителей больше не будет возможности ссылаться на отсутствие официальной терминологии, позволяющей им вносить вольные изменения в рецептуру и состав своей продукции. Напомним, что ГОСТы (в которых содержатся требования к продукту) сегодня носят рекомендательный, а не обязательный характер, и нарушением является только упоминание ГОСТа в маркировке при отсутствии соблюдения всех его требований.
В начале февраля прошло совещание в Совете Федерации, на котором рассматривался этот вопрос. Большинство экспертов и производителей сходится во мнении, что уточнение терминологии жизненно необходимо для современного рынка. Большинство экспертов признали, что для противодействия фальисификации продукции целесообразно дать исчерпывающее и корректное определение меда, медовых продуктов, других продуктов пчеловодства и именно таким образом разграничить товары, выставляемые на полки магазинов. Покупатель в свою очередь сможет принять информированное решение и проголосовать рублем за то, что для него более предпочтительно.
Требуются и иные нововведения в этой сфере, направленные на совершенствование методик тестирования (в том числе, таких, которые будут приниматься зарубежными контрагентами без дополнительных исследований) и разработку дорожной карты.
Однако нужно отметить, что далеко не все производители поддерживают такое начинание. Некоторые игроки рынка выражают мнение, что уточнение терминологии только внесет путаницу и пойдет во вред как производителям, так и покупателям. Впрочем, аргументация такой позиции остается под большим вопросом, потому что медовый продукт присутствует на рынке и сейчас, но четких требований к его позиционированию нет, а это оставляет большое пространство для манипуляций и введения покупателей в заблуждение. По некоторым данным, до 70% всего меда на российском рынке на сегодняшний день – фальсификат. При этом объемы производства весьма внушительные, Россия входит в пятерку лидеров по производству меда.
То, что ситуация требует ужесточения правил маркировки и оценки продукта, подтверждают и наши исследования. Из 46 исследованных за все время товаров в 11 случаях выявлена фальсификация.
Принятие поправок и введение определений не исправят сложившуюся ситуацию с фальсификатом в одночасье, но позволят привлекать к ответственности тех производителей, которые пытаются продавать под видом меда продукты на его основе (в лучшем случае). Постепенно такая практика приведет к тому, что подделок станет меньше, а общее качество на рынке меда – выше.