Найти тему

Ребенок зависим от гаджетов: что делать? (Часть 3)

В прошлых статьях мы с вами разбирали причины, по которым ребенок или подросток может стать зависимым от гаджетов, и то, каким образом можно их устранить и решить проблему. И последней из перечисленных нами (но вовсе не последней по значимости) причиной является банальное неумение проводить время без смартфона. Если у ребенка нет никаких увлечений вне виртуального мира, ему просто-напросто нечего делать - от скуки он непременно возьмет в руки смартфон.

Как же справиться с этой причиной? Казалось бы, всё просто: максимально занять ребенка или подростка, найти ему дело по душе, а то и несколько, чтобы никакой скуки и в помине не было, а времени на то, чтобы взять в руки гаджет, просто не хватало. Но на самом деле всё вовсе не так однозначно. Конечно, замечательно, когда ребенку есть чем заняться вне виртуального мира. Но бывает и так, что настоящее, серьезное хобби связано как раз с миром гаджетов. И тут самое главное - понять, насколько важным для ребенка является то или иное увлечение. Ведь и в смартфоне можно заниматься настоящими, большими (по крайней мере, по мнению ребенка) делами. Здесь родитель должен обязательно выяснить - чем именно занимается его сын или дочь, держа в руках гаджет, и насколько это важно для его ребенка. И под словами "выяснить" мы не имеем в виду подбор паролей от телефона и соцсетей и тому подобные поступки - они только порождают отчуждение и непонимание. И чем больше родители стараются контролировать действия ребенка, тем больше он будет стараться скрывать эти действия. Нет, тут важен разговор с детьми по душам и доверие, и, как бы банально это ни звучало, важен ваш интерес к тому, чем занимается ребенок; важно умение увидеть в том, чем он занимается, пустое развлечение от скуки или действительно серьезное занятие.

Если вы думаете, что с помощью гаджетов можно только играть в компьютерные игры или зависать в соцсетях, то это далеко не так. Существует множество приложений, например, для юного натуралиста, позволяющих следить за птицами своего края или определять растения по тут же сделанной фотографии; есть программы для изучения иностранных языков или программирования; есть тренинги для улучшения навыков общения и многое, многое другое, вовсе не бесполезное в реальной жизни. Но, даже если ребенок просто играет в онлайн-игру, постарайтесь понять, что именно его так привлекает в ней, и есть ли этому аналог вне смартфона.

Почему именно эта игра?

Насколько она важна для моего ребенка?

Можно ли в нее играть (либо во что-то похожее) в реальной жизни?

Развивает ли она какие-то умения и навыки, дает ли новые знания, помогает ли общению со сверстниками?

Повышает ли она уровень агрессии или, напротив, дает ее выплеснуть? Помогает ли развить творческий и эмоциональный интеллект?

Подходит ли это занятие моему ребенку по возрасту и, если не подходит, то чем его можно заменить?

Вот тот минимум вопросов, на которые предстоит ответить родителю, чей ребенок занимается каким-либо делом в виртуальном мире. И только тогда станет понятно, стоит ли продолжать эти занятия или попробовать увлечь чадо чем-либо другим.

Надеемся, что наши материалы полезны для вас! Оставайтесь с нами!