Пока его коллеги из ЕС уезжают во Львов на запад и домой, Бартош Цихоцкий хочет поддерживать хорошее настроение в столице.
Некоторые члены киевского дипкорпуса переехали в западный город Львов, другие пересекли границу и работают в соседних странах, а большинство эвакуировано на родину.
Но в здании польского посольства в центре устрашающе тихого Киева посол Бартош Чихоцкий все еще работает.
«Это было скорее 24/7», — сказал он о своей рабочей неделе .
Чихоцкий, одетый в брюки чинос и футболку донецкого «Шахтера», угощал своих посетителей виски и сигаретами в зале заседаний посольства, советского модернистского здания в центре Киева.
Он единственный оставшийся посол ЕС в столице и один из немногих западных дипломатов любого ранга, оставшихся в Киеве, но на вопросы о своем продолжающемся присутствии отвечал с напускной небрежностью.
На вопрос о том, спит ли он под землей, Чихоцкий сказал: «Почему? Люди спят в кроватях. Почему я должен спать в подвале? Сотни тысяч оставшихся в столице жителей ночуют на станциях метро или в подвалах.
Большая часть населения города бежала из Киева на поездах и автомобилях в более безопасную западную часть страны или через границу в Польшу , Венгрию, Словакию, Румынию или Молдову.
Польша, в частности, приняла сотни тысяч украинцев, и были предприняты огромные усилия гражданского общества, чтобы помочь им обосноваться в стране.
Некоторые отмечают тревожную разницу между огромными усилиями Польши и других центрально-восточных европейских стран по приему украинцев и их действиями по отношению к беженцам с Ближнего Востока. В частности, осенью прошлого года польская полиция силой вытеснила тысячи беженцев обратно в Беларусь после того, как диктатор Александр Лукашенко заманил их в страну обещанием беспрепятственного проезда в Европу.
«Это настоящий феномен беженцев, хотя он был полностью искусственным», — заявил Чихоцкий. «Это был туризм беженцев».
В преддверии вторжения президент Украины Владимир Зеленский раскритиковал западные страны за то, что они перенесли свои дипломатические миссии во Львов, на запад Украины. Цихоцки сказал, что, хотя многие задачи можно было выполнить, только находясь на месте, самая важная причина остаться в Киеве была символической.
«Я считаю, что сегодня мы можем повлиять на моральный дух», — сказал он. «У них есть оружие, у них есть еда, у них есть все, но я думаю, что оставить их сейчас было бы чем-то, что могло бы ухудшить их настроение».
Посольство США уехало из Киева во Львов задолго до нападения России, а когда началось наступление, американцы эвакуировались дальше, и теперь команда посольства работает через границу в Польше. Некоторые миссии базируются во Львове, в то время как подавляющее большинство дипломатов и почти все их семьи были эвакуированы обратно в свои столицы.
«Они не вольны решать, решили их столицы. Я не осуждаю», — сказал Чихоцкий о своих давно ушедших коллегах по дипломатическому корпусу.
Он не хотел говорить о своих планах на случай непредвиденных обстоятельств, настаивая на том, что, пока демократически избранное украинское правительство остается у власти, он будет в Киеве, назвав город «неприступным».
Он признал, что уедет, если ему прикажет министерство иностранных дел, но сомневается, что такой приказ будет неизбежен.
За пределами посольства центр Киева в четверг был пустынным, на улицах было мало людей, если не считать очередей у аптек и продовольственных магазинов. В результате ракетного удара по телебашне во вторник погибло не менее пяти человек, но в последние два дня в городе было относительно тихо, хотя время от времени слышен грохот боевых действий на западе, и было слышно несколько небольших взрывов, когда посол говорил.
В воздухе витает чувство страха перед тем, что может произойти, особенно после того, как в четверг Владимир Путин выступил на публике, не продемонстрировав, что готов отступить. Жители видели кадры беспорядочного обстрела второго города Харькова и опасаются, что та же участь может ожидать их в Киеве.