Наименование фильма: «Одиннадцать молчаливых мужчин»
Режиссер: Алексей Пиманов
Композитор: Олег Воляндо
В главных ролях: Макар Запорожский, Дмитрий Белоцерковский, Алена Коломина, Павел Крайнов, Евгения Лапова, Павел Трубинер, Софья Шуткина, Андрей Чернышов, Максим Заусалин, Роман Курцын и др.
Оригинальный трейлер фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин»:
https://www.youtube.com/watch?v=MN8Vca6bHU0
Весь нынешний кинематограф России держится на двух китах: война и спорт. Именно в этих направлениях отечественные картины показывают более-менее хорошие результаты, собирая зрительские симпатии, хорошую кассу и мнения критиков.
Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» посвящен советским футболистам московского «Динамо», которые в 1945 году отправились в турне по Англии, чтобы сыграть с четырьмя сильнейшими командами Туманного Альбиона. Производство картины началось в 2019 году. Съемки проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Лондоне, Пушкине и даже в Калуге. Индивидуально для каждого актера были созданы форма, бутсы и мячи, соответствующие экипировке того времени. Изначально «...Мужчины» должны были выйти в широкий прокат в ноябре 2020 года, однако из-за пандемии коронавируса премьеру пришлось отложить на неопределенный срок. Картина добралась до экранов кинотеатров лишь «17» февраля 2022 года.
По сюжету футбольная федерация Англии приглашает московский клуб «Динамо» принять участие в серии товарищеских матчей с лучшими командами, среди которых лондонские «Челси» и «Арсенал»; уэльский «Кардифф» и шотландский «Рейнджерс». Советская команда принимает приглашение и отправляется на Британские острова, заявляя на турне лучшего нападающего того времени – Всеволода Боброва из «ЦДКА». Футболист от идеи не в восторге, поэтому конфликт с главным тренером возникает уже в самолете.
По прилету в аэропорт советских футболистов встречают английские журналисты, среди которых присутствует Эбби, немного знающая русский и пытающаяся снять эксклюзивный репортаж. Поскольку никто из команды не знает иностранного языка, пресса дает прозвище динамовцам «Одиннадцать молчаливых мужчин в синем пальто». Эбби не сдается и решает влюбить в себя Боброва, чтобы сотворить сенсацию.
Параллельно с подготовкой «Динамо» к предстоящим играм развивается шпионская линия, в которой бывший английский военный Пеппер пытается заработать на ставках, всячески мешая игрокам.
Несмотря на все трудности динамовцы удивляют английских болельщиков, играя вничью с «Челси», уничтожая «Кардифф» и обыгрывая «Арсенал». Четвертый матч почему-то показывать не стали, но «Динамо» сыграло вничью с «Рейнджерс».
Не стоит питать надежд, что «Одиннадцать молчаливых мужчин» – фильм о футболе. Самой игры, матчей и тренировок настолько мало, что на выходе из зала зритель не понимает, – «а спортивную ли драму он смотрел?». По сути герои постоянно находятся в пределах одной-двух локаций, большая часть из которых занимает фойе и ресторан отеля. Помимо этого, картина обманывает ожидания, рассказывая не о самой команде и их переживаниях, а о Боброве и его взаимоотношениях с журналисткой.
Если вы знаете, кто такой Алексей Пиманов, то для вас не станет новостью, насколько сильно режиссер продвигает политическую повестку. В очередной раз поднимается вопрос об отношениях СССР и Запада, как стереотипно думают иностранцы о русских, а также, – «почему антигитлеровская коалиция решила открыть фронт лишь в 1944 году?». Фильм вроде бы о спорте, но такие диалоги все больше наталкивают на мысль, что это – очередной госзаказ.
Откровенно провальным можно назвать музыкальное сопровождение. Хотя на тот момент джаз был на пике популярности, однако его было настолько много, что создавалось впечатление, будто герои прилетели не в Лондон, а в Новый Орлеан, США. Долгая несменяемость одной композиции очень утомляет зрителя.
Операторская работа и монтаж также не вызывает ничего, кроме разочарования. С самого начала фильм 3 раза вставляет один и тот же кадр с летящим самолетом. Динамичные сцены выглядят очень плохо, особенно футбольные матчи, которые пестрят ненужными крупными планами, рваной склейкой кадров и избыточным количеством замедленной съемки.
Как итог, «Одиннадцать молчаливых мужчин» пытается угнаться за двумя зайцами, рассказывая одновременно о спорте и политике, однако ни одну тему не в состоянии полностью раскрыть. Фильм постоянно прыгает то в одну сторону, то в другую, из-за чего возникает ощущение недосказанности и нераскрытости многих персонажей.