О пятом прошении «Отче наш…»: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»
Мы просим Господа простить нас. Св. Григорий Нисский указывает, что получить просимое молящийся может лишь имея дерзновение пред Богом. Слова молитвы учат, что дерзновением к прошению нашему служит наша добродетельная жизнь, вершиной которой св. Григорий именует прощение ближним. Этой добродетелью, по словам святителя, чуждые порока уподобляются Богу: «Кто может оставлять грехи, токмо един Бог» (Лк. 5,21). Мы становимся как бы богами по добродетели.
Напротив, жестокосердие отлучает приступающего от Бога. Приступающему к Божьему человеколюбию необходимо быть чуждым всякой жестокости. В этой связи св. Григорий Нисский приводит евангельскую притчу о должнике и заимодавце. Чтобы и нас не постигла участь заимодавца, приступая к молитве мы должны прощать нашим ближним, ибо что значат нам долги наших ближних в сравнении с нашими прегрешениями перед Богом? Простив же, получаем дерзновение сказать: «Что сделал я, сделай и Ты, подражай рабу Своему… Я отпустил долги, не взыскивай и Ты! Я уважил просителя, не отвергни и Ты просящего! Я отпустил должника своего веселым, таков пусть будет и Твой должник!… Пусть посредниками обоих подтверждено будет равное отпущение и моему и Твоему должнику! Мой должник – такой-то, а Твой – я; какое решение дал я о своем должнике, такое же да возымеет силу и у Тебя; я разрешил, разреши и Ты! Я великую милость оказал соплеменнику, подражай и Ты, Господи, человеколюбию раба Твоего».
Мы не должны унывать, даже если долги должников наших перед нами гораздо меньше наших перед Богом. Мы можем уповать на то, что мы оказали малую милость в меру доступного нам человеколюбия, сколько вмещает наше естество. Господь же имея человеколюбие безграничное, может простить нам и больше.
Но и от высокомерия предостерегает нас св. Григорий, ибо, может быть, найдутся такие, кто скажет: «Вся сия сохраних от юности моея» (Мф. 9,12). Но праведный Иов говорит: «Не найдешь у людей, чтобы жизнь одного дня могла быть без скверны» (Иов.14,4-5). «Поэтому, чтобы у приступающего с молитвой к Богу не произошло чего подобного с душой, слово Божие заповедует нам приводить себе на память общие долги человеческого естества, в которых всякий, без сомнения, и сам участвует, как участвующий в естестве, и умолять Судию, чтобы даровал прощение прегрешения».
Продолжая размышлять о значении слов молитвы, св. Григорий предлагает задуматься, каким долгам повинно естество человеческое, и каковы долги, отпущение которых в нашей власти. Согрешили пред Богом, во-первых, отступлением от нашего Владыки по естеству; во-вторых, предпочтением рабства греху и самоуправства тлетворной силы сопребыванию с Богом. Или, иными словами, «повреждение в нас Божественных черт, потеря драхмы, удаление от отчей трапезы, освоение со зловонной жизнью свиней, расточение драгоценного богатства и все подобные прегрешения, какие возможно видеть при помощи Писания, исчислит ли какое слово?». В каждом из нас живет Адам, носим на естестве нашем кожаные ризы забавы, славы, почестей, убийственных услаждений плоти. Во время молитвы устремляемся на восток. Не потому, что там Бог (ведь Он никаким местом не ограничивается, Он повсюду), потому, что на востоке наше отечество: «насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех» (Быт. 2,8), из которого мы изгнаны. Поэтому, когда обращаем взор на восток, приводим себе на память изгнание из восточных стран блаженства.
Когда подобно евангельскому блудному сыну, приходим в себя, вспоминаем покинутый дом и Отца Небесного, припадаем к Богу, прося оставление долгов наших. Но Господь не примет наших прошений, если наша совесть не будет свидетельствовать о нашей милости к ближним. Чтобы не услышать нам в ответ на просьбу осуждение: «Меня умоляешь о человеколюбии, которым сам не делишься с ближними. Просишь об оставлении долгов – почему же сам мучаешь должника… Если простишь, прощено будет и тебе; сам будешь своим судьей, сам себе предпишешь закон, расположением к лежащему у ног твоих произнося свыше приговор себе».
«Поэтому, если намереваемся принести Богу моление о милости и прощении, то приуготовим дерзновение совести, представим жизнь ходатаицей за произносимую молитву, чтобы воистину можно было сказать: Яко и мы оставляем должником нашим».
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)