Найти в Дзене

Говорю красиво: понятно, уместно и осмысленно. Как этому научить?

Оглавление

«Говорю красиво» — это такой учебник у моего сына-первоклассника на семейном образовании. И хотя он так эстетично называется, цели по речи, которую я перед сыном ставлю, гораздо проще.

  • Говорить.
  • Говорить понятно.
  • Говорить уместно.
  • Говорить соответственно обществу и теме.
  • Говорить осмысленно.

Если эти пункты соблюдаются, то содержание речи само по себе окрашивается личным мнением, детской непосредственностью, пока ещё доверчивым любопытством и в комплекте получается даже, пожалуй, красиво.

Итак, говорить. То есть, врать нельзя

Меня в детстве воспитывали правдой. Надо говорить строгую, суровую, колючую даже правду, а то потеряешь родительское доверие, а взамен получишь чувство вины.

Говорить было болезненно и неэффективно.

Я переписала этот сценарий в своём материнстве

  • Меня интересует вся правда, и за неё ничего не будет. А если будет, то внимание и поддержка. Поэтому говорить у нас дома детям легко.
  • А будет за поступок. Без вины. Только ответственность.

Дети, особенно, мальчишки, не спешат пользоваться словами, как инструментом взаимодействия с другими людьми

У них есть руки-ковырялки-всюду-залезалки, ноги-быстробеги, мордашки-кривляшки и целый воз ужимок, междометий, возгласов и жестов. Тенденция гаджетопользования это усиливает, подкрепляет визуальную часть коммуникации.

  • Зачем просить, если можно взять?
  • Зачем объяснять, если легче сделать?
  • Зачем озвучивать свой дискомфорт, если можно просто стукнуть и всего делов?

Заходя в кухню и вижу его стоящим на столе и погруженным по грудь с головой в шкаф. Не всё понятно. Поэтому: «Расскажи, что происходит». Узнаю, что проводится розыск конфетных заначек. Мои брать нельзя, но хотеть можно. И я могу чем-то помочь. Какао сварить. Не конфета, но контакт.

Когда открываю дверь и впускаю его грязного с ссадиной на колене: «Расскажи», — и внимательно слушаю. Увидел знакомую собаку, хотел погладить, побежал, споткнулся о бордюр, не смотрел под ноги, смотрел только на собаку. Бывает. Собака ушла не поглаженная.

Когда слышу начинающуюся драку в комнате, захожу и прошу детей по очереди рассказать, и вместе мы ищем решение. Словами. Таймером.

-2
Но, когда этот этап более-менее отработан, становится уже сильно легче
Но, когда этот этап более-менее отработан, становится уже сильно легче

Говорить понятно

  • Кто?
  • Что?
  • Где?
  • Сначала?
  • А потом?
  • Как ты это понял?
  • Куда?
  • Откуда ты знаешь?
  • Кто сказал?
  • Расскажи подробнее.

Часто непонятно. Как картины абстракционистов: «Он, это, туда, а я… капец, зомби апокалипсис, жесть, тыщ! , бдыщ! , пшшшш…»

Иногда мне кажется, дело в том, что нет времени

У родителей, у детей, у всех нас нет времени, как будто стрелки часов постоянно ускоряются, и мы бежим, бежим, летим… А дети так долго рассказывают, правда, долго, и очевидного сиюсекундного эффекта это даёт мало.

-4

Как мы над этим работаем

  • Я выделяю за ужином время на слушание. Минут 15. Или как пойдёт. Как же он научится говорить понятно, если не тренируется?
  • Ещё спасает диктофон. Записывает свои рассказы на аудио. Отлично. С эмоциями, старается, переслушивает. Если переслушать запись, сделанную месяц назад, и он не всё понял, самому смешно. В следующий раз приходится пробовать понятнее.

Говорить уместно. Это легко, если слышишь, о чём уже говорят

Слышишь, если прислушиваешься. Прислушиваешься, когда замечаешь что-то кроме себя. Есть дети, которые вставляются в каждый разговор, даже не начавшийся, в любой компании.

Потому что они живут не услышанными дома. Накормленными, одетыми, подарками обрадованными, в нос поцелованными, но не услышанными. Их подрастающая личнось, особое мнение, неуклюжие аргументы могут попасть под умиляющееся пренебрежение. И тогда невозможно не быть в каждой бочке затычкой.

-5

Поэтому они изо всех сил стараются что-то сказать, не обращая внимания на контекст. Именно страх оказаться неуместным снова, как и обычно, провоцирует их трещать без умолку. Некоторые взрослые действительно считают детей с их репликами неуместными.

Но есть и другие, их много, готовых взглянуть на ребёнка как на человека со своим взглядом на мир.

Я часто вижу, как дети сердятся в ответ на утипутечное лицо слушающего взрослого: «Ой, какой умненький!» Они не хотят быть умненькими, они хотят быть равными.

Но когда их слушаешь так же, как другого взрослого, они перестают суетиться, повторять одно и то же, говоря тише и спокойнее.

  • Если не понимаешь, уместно спросить.
  • Если понял, уместно озвучить.
  • Если вообще всё понял, уместно сообщить. В порядке очереди высказывающихся. Это как волейбол. Мы пасуем друг другу, пока тема не закончится.

Говорить соответственно окружению

Год назад сын в кабинете у врача отчубучил: «Нифига себе, уколы, сами себя так лечите». Я провалилась под землю, а оттуда вылезла с явным намерением посортировать этот словесный винегрет.

Я завела Лёве блокнот, в котором записывала слова, которые подходят строго разным категориям людей:

  • культурные взрослые;
  • люди, от которых хочется держаться подальше;
  • друзья-товарищи;
  • малышарики;
  • близкие члены семьи.

Говорить осмысленно. Моё любимое

В статье Татьяны показан практичный и очень доступный способ развивать детскую речь для дошкольников. Мы долго этим занимались, и перешли к следующему этапу.

Это вроде спорт такой: сын мне утверждение, а я ему — докажи; он мне мнение, а я ему — обоснуй. Иногда не может. Тогда зудит, чешется, ух, задор берёт, ищет, копает, думает, и либо доказывает, либо «хм, а оно не так…»

Вот для этого мы и используем книжку «Говорю красиво»

Я её люблю за то, что по ней Лев занимается без моего включения в процесс. Открыл учебник и вперёд
Я её люблю за то, что по ней Лев занимается без моего включения в процесс. Открыл учебник и вперёд

В каждом уроке есть текст, и кроме скучных вопросов, которые обычно прилагают в учебниках по развитию речи, здесь даются пословицы и поговорки очень близкие по значению друг к другу. Для того, чтобы ребёнок выбрал самую подходящую к идее текста. Вроде задачи со звёздочкой.

Тут я и прошу уточнить, спорю, аргументирую. И он мне отвечает азартной взаимностью. Мозги работают не просто на пересказ, а в более интенсивном режиме.

Слова — мои друзья, мой рабочий инструмент, мой способ строить самые крепкие и близкие отношения, мне очень хочется, чтобы они были такими же универсальными помощниками у Лёвки, и ещё у многих детишек.

Если вам тоже думаете о том, как найти общий язык с детьми, подписывайтесь на наш канал!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель

Читайте другую статью автора:

Раньше было проще. Новые правила общения взрослых и детей

Ещё на ту же тему:

Как за полчаса в день с 1,5 лет до школы научить ребёнка говорить понятно и убедительно