Найти тему
СНИМАЕМ@МОНТИРУЕМ

Два правила монтажа по направлению и фазе движения

Оглавление

1. Монтаж по направлению движения
объекта в кадре

Этот принцип монтажа гласит. Монтаж по направлению движения объекта в кадре: если объект в кадре движется, то при смене планов направление его движения должно сохраняться.
Если вам нужно показать, что объект теперь движется в другую сторону, покажите в кадре и момент смены направления.

Проще говоря, раз уж ваш герой на общем плане идет по улице справа налево, то и его ноги в кедах на крупном плане будут шагать в туже сторону. Если не соблюдать это правило, то зритель быстро запутается в локации и в том, куда же герой в итоге движется.
Особенно актуально это при съемке погони, например, на автомобилях, где есть высокая скорость смены планов и направлений движения, а зрителю нужно следить за происходящим и ориентироваться кто куда убегает, кто кого догоняет и какие шансы у героев (не слишком опытные режиссеры часто допускают ошибки при раскадровке таких сцен, чем очень запутывают зрителя при просмотре).

2. Монтаж по фазе движения

Если в вашем видео есть цикличные движения объекта, соединяйте кадры так, чтобы движение было непрерывным. Объект в конце кадра должен быть расположен в той же точке, что и в начале следующего. Избегайте эффекта «телепорта» на стыке кадров. Это правило тесно связано с визуальным восприятием окружающего мира.

Когда мы смотрим по сторонам, то видим много непрерывных, но повторяющихся движений (их еще иногда называют цикличными или фазовыми). Например, шаги человека (шаг, еще шаг, еще шаг) или полет птицы (взмах крыльев, еще взмах, снова взмах), поворот колеса (один оборот, второй, третий), бег стрелок на часах... Нам знакомы эти движения, и мы понимаем, что пока продолжается действие, они будут повторяться снова и снова.

Когда мы смотрим на экран и видим такие повторяющиеся движения, мы ждем, что они как и в жизни будут плавно перетекать от начала к концу и снова к началу. Если снять такое движение одним длинным планом, проблем не будет. А вот если разбить такое движение на два-три плана, да еще и разной крупности – начнутся сложности при склейке. Первый признак неправильного монтажа по движению – эффект телепорта.

Движения балерины

Представим, что нам нужно показать, как она исполняет фуэте (крутится на носочке одной ноги). Пример этого движения есть на видео: это как раз циклическое продолжающееся движение.


Наша задача будет показать это двумя планами: первым общим и вторым средним (от пояса до колена).
Учтем, что в начале первого плана она будет стоять лицом к нам, затем закинет правую ногу и начнет разворот. В конце первого плана балерина будет к нам уже боком, носок ее ноги у колена. Потому что пока мы показывали первый план – она успела немного развернуться. В каком месте сделать следующую склейку?

Ошибка: если второй план мы начнем с момента, когда она стоит к нам спиной или снова развернута к нам лицом – зритель заметит, что движение обрывалось. Ее нога и она сама как бы телепортировалась при склейке.

-2

Правильный вариант: если второй план мы начнем с того же момента, на котором закончили первый – зритель не заметит склейку. Ему будет казаться, что движение непрерывно, оно начиналось и плавно продолжалось, как и бывает в жизни при повторяющихся движениях.

-3

Как избежать ошибок

Самый простой вариант избежать ошибок при съемке и сложностей на монтаже – снимать одно и тоже движение или сцену в несколько дублей. Это сильно упростит работу. Тогда при склейке несложно найти одинаковую фазу у движения и склеить в нужном месте.

Кстати, видео с балериной зациклено - на нем поместилось около 10 склеек.
Сможете заметить где?

Снимайте сцену в несколько дублей

Такой подход помогает и с более сложными вариантами действия, например, со съемкой игры в баскетбол.
Ставим камеру на общий план, нажимаем кнопку записи и ждем, пока какой-нибудь игрок закинет мяч в корзину. Потом ставим камеру напротив корзины, берем крупным планом кольцо, нажимаем запись и снова ждем, пока мяч залетит в него.
Если использовать правило монтажа по фазе движения, то зритель увидит, как игрок бежит, начинает закидывать мяч в корзину на первом плане и как этот мяч на втором плане заканчивает полет и попадает в кольцо. Зрителю будет казаться, что это одно действие, что оно было непрерывное, а на самом деле – это несколько снятых подряд повторяющихся действий.

Таким образом можно снимать любую сцену, в которой есть продолжающееся из кадра в кадр движение (не только цикличное).

Например: Учитель пишет на доске «Классная работа» в три плана:
- первый общий (заносит руку с мелом начинает писать Кл..);
- второй средний (пишет ..ассная..);
- третий крупно рука (дописывает ...работа).

В итоге у нас одно непрерывное действие в сцене – учитель пишет у доски,
тогда как на самом деле эти три плана сняли в три дубля.

ЗАДАНИЕ

Экранизировать художественный текст, используя (раскадровка, крупности планов, ракурсы, цветовые решения, музыкальное сопровождение, монтаж по направлению и фазе движения), таким образом, чтобы с помощью выразительных средств передать задумку автора.

По материалам Медиабум movavi

#монтаж видео #по фазе движения #обучение детей

#съемка