Найти тему
Бухта Нагаевых

Сказочный бизнес советских пенсионеров

Вы видите этот текст, потому что вам надоело читать о войне и необходимо нечто жизнеутверждающее. Если нет - то простите, не читайте. Здесь всего лишь о цветах)

Утром первого сентября 199 "неважно, какого года", возле универмага Jūra в Иманте (спальный район Риги) "цветочный" ряд был уже почти весь занят, но, на счастье, осталось одно свободное место.

В Сети много таких фотографий, это одна из них
В Сети много таких фотографий, это одна из них

Виталий быстро успел оплатить и занять место на рынке, пока его жена Аусма доставала из багажника "четвёрки" большой складной зонт и пустые вёдра, а из салона - несколько вёдер, заполненных высокими газетными свёртками в виде перевёрнутых конусов. Розы. Много длинных благоухающих роз.

-2

Они вдвоём довольно быстро расставили вёдра и, рассортировав по цвету и длине, расставили в них розы. Первого сентября "шла самая большая касса". Виталий и Аусма только год как вошли в этот своеобразный, но доходный цветочный "бизнес". Незадолго до этого они отпраздновали свою свадьбу, совместив медовый месяц с уходом на пенсию - ибо уже возраст. Виталий Сергеевич всю жизнь проработал слесарем, сначала на заводе, потом руководил цехом в конструкторском бюро, а Аусма Готфридовна работала сурдопереводчиком. Поэтому оба долго наслаждаться бездельем не смогли - просто не умели. Дети уже выросли, а собака много времени не занимала.

Недолго посоветовавшись, они избрали себе хобби, которое могло приносить деньги. Аусма любила возиться в земле, а Виталий любил делать всё. Вообще всё! Так у них появились две теплицы с оросительной системой, а в теплицах поселились розы.

Первое время коллеги-торговцы их, мягко говоря, недолюбливали. Эта парочка пенсионеров торговала собственноручно выращенными цветами для удовольствия, а цены ставила "от балды" и невысокие. Демпинг. Им было невдомёк, что коллегам, которые сначала скупали, а затем снова продавали цветы, такое сбивание цены было как серпом по этому самому...

После брошенных им сквозь зубы намёков, молодожёны смекнули, в чём дело, а чтобы не злить соседей, сначала смотрели цены у них, а потом ставили свою. Да и торговали они не каждый день, а максимум два раза в неделю, ведь даже две теплицы - это очень скромные объёмы. И всё равно их встречали кислыми минами!

- Молодой человек, возьмите лучше вот эти красные! - советовал Виталий.

- А не завянут?

- Если завянут раньше, чем через три дня, приносите, поменяю бесплатно!

Коллегам, которые тянули срок жизни цветочков разными, порой не очень честными способами, такое было не по душе. Но они молчали. Виталий, хоть и не молод, но был крепок и телосложением, и характером. Если неписанные правила по формированию цен он принял, на остальные наезды отвечал просто:

- Я вам что, что-то должен?

...В этот день "заклятые" коллеги поздоровались с ними вежливо, но без энтузиазма. Что поделать - рынок!

И вот стали подтягиваться первые покупатели. В основном, мамы с нарядными школьниками разного возраста. Несмотря на то, что цены у всех, по известным причинам, более-менее одинаковые, покупатели, волоча за собой своих отпрысков, проходили несколько раз вдоль цветочного ряда, прицениваясь, а затем уже покупали. Чаще всего - у тех, кто лучше умел представить свой товар. Виталик с Аусмой никого не уговаривали, но, так как они появлялись здесь время от времени уже целый год, их узнавали. И шли к ним.

И вот молодая мама с двумя девочками-близняшками, несколько раз пройдя вдоль рядов, остановилась и, тщательно пересчитав купюры, спросила:

- У вас ведь бывают совсем коротенькие недорогие цветы?

- Да, но сегодня - нет, - развёл руками Виталий.

Женщина вздохнула.

- А сколько у вас там денег на цветы? Может, я подберу?

Женщина показала несколько купюр.

Виталик мельком глянул на деньги и выудил из стоящего на полу ведра шесть роз средней длины.

- Вам ведь каждой девочке по букету надо?

Женщина, занервничав, глянула на свои деньги:

- Нет, не обязательно, они могут подарить один... Они в один класс ходят!

Виталик, секунду подумав, протянул ей два букета. Наклонившись, вполголоса сказал:

- Берите так. С праздником! - И уже громче:

- Следующий!

Молодая мама хотела что-то сказать, протягивая деньги, но её уже оттеснили в сторону.

- Виталь, нас сейчас тут с говном съедят, - негромко сказала ему Аусма, показывая на торговку по соседству. Та, скривив лицо, недовольно на них поглядывала. Виталий, перехватив взгляд, вдруг выпрямился, и ответил Аусме:

- Да пошли они в жопу! Я что, украл?

И, обратившись к очередной маме с первоклашкой, висящим на одной руке, другой рукой достающей из кошелька деньги, громко сказал:

- А берите бесплатно!

И ещё громче обратившись к толпе покупателей:

- Родители с детьми, все сюда! В честь праздника знаний, цветы бесплатно!

Чуть больше, чем через полчаса, они уже выливали из пустых вёдер воду и складывали их в багажник машины, сопровождаемые ядовитыми взглядами "цветочников".

Аусма, с трудом сдерживая смех, говорила:

- Ох, Витальчик, видел бы ты их рожи!

Виталий, усмехнувшись, сложил большой зонт и, засовывая его в машину, ответил:

- Да пусть хоть лопнут. Мне плевать.

- Виталий Сергеевич, так мы с тобой не разбогатеем - сказала Аусма, усаживаясь на переднее сидение.

Виталий Сергеевич сел за руль, поцеловал жену и ответил:

- Да, Аусма Готфридовна, не разбогатеем.

Забегая вперёд, скажу, что так оно и было. Не разбогатели. А эту историю Аусма, моя мама, потом рассказывала на семейных застольях, обычно в честь годовщины их свадьбы. А мы, их дети, и наши дети - их внуки, слушали эту историю ежегодно, на протяжении больше чем двадцати лет. И слушать не надоедало.

Мама умерла в 2016, а Виталик - в этом году, в январе.

Спасибо за внимание)