В практике йоги мы очень часто вспоминаем асаны и медитацию, в то время как ямы и ниямы совершенно упускаются из виду. Это происходит потому, что они рассматриваются как очередное моральное предписание, оторванное от повседневной практики.
Но ямы и ниямы — это именно практики, расположенные среди других практик восьмичастной йоги Патанджали
Что это значит? Что йога не предназначена для того, чтобы навязывать нам что-то, а ямы и ниямы должны быть действиями, а не просто красиво звучащими правилами.
Сложность реализации ям и ниям заключается в том, что они реализуются путем воплощения этих ценностей в нашей повседневной жизни. Иначе обстоит дело с асанами и медитацией, где нам помогают формальные действия, такие как расстилание коврика, общение с учителем, посещение занятий.
В качестве первого этапа практики Патанджали в своих "Йогасутрах" упоминает ямас, или практику социальной дисциплины, своего рода запрет по отношению к внешнему миру. Позже Патанджали знакомит нас с ниямами, которые касаются наших отношений с самими собой.
Он перечисляет пять практик ниджамы:
- чистота (Саука)
- довольство (сантоса)
- умеренность (тапас)
- самопознание (свадхьяя)
- предание себя Богу (ишварапранидхана)
Саука
Саука означает чистоту, но двух видов: физическую (внешнюю) и ментальную (внутреннюю).
Физическая чистота — это не что иное, как поддержание нашего тела в хорошей форме, соблюдение основных правил гигиены и правильное питание по принципу "Ты — то, что ты ешь". С другой стороны, душевная чистота — это поддержание спокойного состояния ума и отсутствие негативных эмоций.
Сантоса
Сантос — это практика довольства независимо от жизненных обстоятельств. Это также означает принятие событий, которые происходят "здесь и сейчас".
Удовлетворенность — это осознание настоящего момента. Удовлетворение возникает, когда мы отпускаем привязанность к необходимости осуществлять контроль, добиваться власти и признания. Благодаря практике йоги мы обретаем душевный покой, независимо от ситуации или обстоятельств.
Тапас
Тапас означает дисциплину и умеренность. Тапас — это создание характера, формирование его внутренней структуры и шлифовка поверхности. Люди часто ассоциируют дисциплину с ограничениями. Однако практикующие ниямы и йогу понимают дисциплину как биологический ритм, который находится в гармонии с ритмом природы. "Уничтожая нечистоту, практика тапаса приносит господство над телом и чувствами".
Свадхьяджа
Свадхьяя мы можем перевести как самопознание и самосовершенствование. "Есть только одна истинная книга, по которой вам следует учиться — величайшая из всех работ — и это та самая рукопись, которой являемся мы".
Ишварапранидхана
Ишварапранидхана — это практика предания себя Богу, высшей силе. Это искусство отпускать наши сиюминутные желания и чувства, которые колеблются вокруг "я" и "мое". Это искусство находить себя в окружающем нас мире. Важное послание этой ниямы — добровольно подчиниться судьбе, какой бы она ни была, с верой в то, что она будет благотворна для нас. Это принятие последствий действий, какими бы они ни были.
🔗 Работайте с целью
Все используемые фотографии взяты с unsplash
Я обожаю читать ваши комментарии, извините не успеваю Вам отвечать, хочется писать больше новинок для вас!