Что говорит о духе любоначалия святитель Игнатий? Как предлагает избавляться от него?
В чем коварство духа любоначалия?
Святитель Игнатий Брянчанинов, вслед за другими святыми отцами, говорит о страшном духе любоначалия. В этом духе переплетаются два порока: гордость житейская и тщеславие.
"Путь искателя славы человеческой - постоянное и разнообразное человекоугодие. Тщеславие питается богатством, знатностью рода, громкими именами, которыми увенчиваются служение и угодливость миру и прочими суетными почестями. По такому свойству своему слава земная и человеческая прямо противоположна славе Божией" (святитель Игнатий Брянчанинов «Духовный алфавит»)
Пример самого святителя.
Поучительным является сам пример святителя Игнатия Брянчанинова. Будучи аристократического рода, хорошо учась в военном вузе, обладая широкой эрудицией и зная императорскую семью, святитель мог сделать блестящую военную или светскую карьеру, занять почетные посты. Но мирским радостям предпочел духовную жизнь, в 20 лет уйдя в монашество.
Он не искал славы людей, бежал от нее, стремился к богопознанию. Даже получив, позже, сан архимандрита и епископа, святитель не упивался славой, властью или своим влиянием. Относился к этому лишь как обязанности, послушанию. А вот к изучению Евангелия, святых, аскетической жизни подходил с душой. Ибо во всем этом видел Божье, спасительное душе, а не суетное.
В чем выражается дух любоначалия?
Дух любоначалия проявляется тогда как злобный дух, когда человек, управляемый им, начинает упиваться данной ему властью, славой. Любит начальствовать, быть во власти. И если лишается этого — страдает.
Пример святого Ефрема Сирина.
Святой Ефрем Сирин, создатель главной великопостной молитвы, основал одно время школу, где обучал людей богословию. Дух любоначалия стал одолевать его, когда он добился успеха и влияния. Св.Ефрем полюбил начальствовать, чувство власти грело его. Но опытный подвижник уловил худой дух любоначалия и, с Божьей помощью, не дал ему действовать в себе.
Прошение великопостной молитвы.
Позже, св. Ефрем Сирин выразил все это в осмысленном и переживаемом прошении молитвы: «Дух любоначалия не дай мне, Господи».
Управлять людьми, влиять, вести переговоры — нужно для дела, жизни. Это не грех.
Но если упиваешься властью и сластью от успеха этого, почет от своего начальствования ласкает твое самолюбие,то дух любоначалия уже правит тобой. Не остановишь его — поработит. Жажда власти нередко толкает человека на преступления во имя ее.
Опытный христианин внемлет Богу: пора оборвать нитки, связующие с духом этим, чтобы не стать его марионеткой. Великопостная молитва св. Ефрема Сирина — одно из средств такого отрыва.
Хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.