При взгляде на портрет Лукаса Кранаха Старшего ни за что не догадаешься, что он исповедовал «свободную любовь». Вполне добропорядочный немецкий бюргер, кряжистый, бородатый, с суровым взглядом. Кстати, это изображение художника на склоне лет долго считалось автопортретом. Но в последнее время его приписывают Лукасу Кранаху Младшему. Пожалуй, я согласна с последними исследованиями. Потому что если работы Кранаха-сына достаточно реалистичные, то произведения Кранаха-отца более фривольные и сказочные. И это неспроста. Его жизнь тоже в чём-то была похожа на сказку. Он родился в многодетной семье, добавив к имени название родного немецкого городка: «Кранах», где появился на свет в 1472 году. Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Лукас Зюндер. Вероятно, живописи он учился у отца, а потом отправился, как сказочный герой, в путешествие в поисках счастья. Сначала странствовал по Германии, а в 1493 году оказался в Святой земле – Палестине. Отсюда следует, что христианская вера сыграла немалую роль в судьбе художника. Странствия закалили его волю, в то же время, он был открыт всему новому.
В 1501 году Кранах уже в Вене, о чём также свидетельствуют его первые подписанные работы. До этого же времени его картин не сохранилось. Вена в тот период была центром гуманистической культуры, там жили и работали известные ученые, знатоки античности, медики, математики, историки, литераторы, среди которых вращался Кранах. Ему уже тридцать, и он тоже достиг определённой известности. У него полно друзей. Один из них, медик и историограф, ректор Венского университета, 29-летний Иоганнес Куспиниан, заказывает в 1503 году художнику два свадебных портрета: собственный и своей 16-летней невесты Анны, которые по праву считаются одними из лучших в старой немецкой живописи. Здесь Кранах создал яркие образы людей ренессансной эпохи. Безбородое лицо Куспиниана не является образцом мудрости или величия. На значимость личности указывают только роскошные одеяния и драгоценный фолиант в руках Его мечтательный взгляд устремлён в небо. Над головой ректора - звезда Сатурн и филин с добычей в когтях, намекающие на меланхолию, считавшуюся присущей исследователям. У молодой же Анны более сосредоточенный взгляд, даже немного суровый. Интересно, не выразил ли Кранах таким образом свою боязнь потерять друга из-за женитьбы последнего? Опасения его подтвердились, правда, другим образом. В 1504 году художника приглашают в просвещённый университетский город Виттенберг, где находился двор курфюрста Саксонии.
Через год он поступил на службу к Фридриху Мудрому. Проницательный курфюрст быстро разглядел в Кранахе не только живописный, но и массу других талантов. И в 1508 году отправил его с дипломатической миссией в Нидерланды. Там Кранах посетил двор правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему императору Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Потом в Антверпене всем показывали портрет императора, выполненный Кранахом прямо на стене трактира, который он частенько посещал. Кроме того, Кранах официально написал портрет его внука Карла. Для Фридриха Мудрого работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер. Однако только Кранаху курфюрст после возвращения того из Нидерландов пожаловал дворянство и личный герб, который художник придумал себе сам. Вот он - дракон с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту.
Но, главное, именно в Нидерландах он познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Возвратившись в Виттенберг, Кранах начинает воплощать идеи братства в своём творчестве с помощью обнажённой натуры. Правда, ещё до него это сделал Дюрер, впервые в Германии написавший композицию «Адам и Ева» в полный рост. Зато Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини Венеры. Он позаимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева, на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна: «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера». Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.
В 1509 в знак особого доверия Кранаха назначили воспитателем Иоганна Фридриха, старшего сына Иоганна Твёрдого Саксонского, впоследствии получившего прозвище Великодушный. И художник сразу же пишет его портрет. Ажурные перья на зелёной шляпе маленького принца и такого же цвета кафтанчик с золотой цепью не могут затмить его рыжеватых локонов и мечтательного взгляда, которые делают его похожим на девочку. Однако в руках он, по-видимому, держит маленький кинжальчик. Кранах явно симпатизирует ребёнку. Иоганн Фридрих стал его любимым воспитанником. Да и на личность сына курфюрста сам художник оказал значительное влияние. Портрет Иоганна Фридриха является парным к портрету отца. Это довольно необычно. Вместо сына должна быть запечатлена супруга. Однако жена Иоганна Твёрдого София Мекленбургская умерла при родах.
Мастерская Кранаха в Виттенберге сначала была в замке саксонских курфюрстов. Сохранились документы, подтверждающие, что он неоднократно получал придворную одежду в дополнение к платежам за картины и использовал дорогие пигменты и золото, а также что ему возмещались дорожные расходы. Постепенно он становится царедворцем и богачом. В 1512 году Кранах приобрёл большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии. Тогда же женился на Барбаре Бренгбир, дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы, которая родила ему пятерых детей. Оба его сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской. В 1514 году он пишет впервые (снова впервые!) в немецкой живописи парадные портреты в полный рост: Генриха V Благочестивого, будущего герцога саксонского, и его невесты Екатерины Мекленбургской. Эти свадебные портреты смотрятся очень эффектно. Кажется, сами модели необходимы художнику лишь как средство продемонстрировать экстравагантные наряды. Собаки же, как обычно, символизируют супружескую верность. Однако на что намекал, Кранах, когда, в нарушение всех пропорций, изобразил голову вояки Генриха слишком маленькой?
В Виттенберге Кранах Старший прожил почти 50 лет. Верно служил трём курфюрстам в качестве придворного живописца, советника и даже камердинера. Он открыл в городе мастерскую, аптеку, книжную лавку, типографию и стал наиболее богатым и влиятельным жителем Виттенберга. Так как он не мог лично выполнять все заказы, то многие работы выполнялись другими художниками в его мастерской. Её производительностью были поражены даже современники: при Кранахе Старшем было выполнено около 5 000 картин! Как настоящий человек эпохи он был универсалом. Помимо живописи занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники. При этом не забывал об идее «свободной любви». Однако Кранах вовсе не отождествлял её с продажной любовью и всячески критиковал последнюю. Так, из его мастерской вышло около шестидесяти картин на эту тему. Они изображали продажных женщин и принесли Кранаху славу далеко за пределами родины. Но эта работа из серии «Неравная пара» является в этом смысле исключением. Художник, как обычно, бросает вызов обществу, впервые изображая молодого мужчину и пожилую женщину, покупающую его любовь.
Когда в 1517 году Мартин Лютер прибил к дверям университетской церкви Виттенберга свои 95 тезисов против индульгенций, положившие начало Реформации, Кранах одним из первых принял его идеи. Художник подружился с Лютером, и когда тот гостил в его доме, увековечил реформатора в многочисленных портретах. В тысячах гравированных отпечатках эти изображения расходятся в народе. Кранах также сам финансирует и издает в собственной типографии со своими иллюстрациями знаменитое "Сентябрьское Евангелие" Лютера, прогремевшее на всю Германию. Что приносит ему значительную выгоду. Вдобавок, Лютер не только на словах, но и на деле воплощал в жизнь «свободу любви». Дело в том, что к реформатору обратилась одна монахиня, Катарина фон Бора, происходившая из саксонского дворянского рода, и попросила помочь ей бежать из монастыря. Лютер посылает в монастырь повозку, в которой Катарина вместе с ещё 11 монахинями прячется в пустых бочках из-под сельди, и привозит их в Виттенберг, рассчитывая подыскать им «порядочных мужей». Подруг Катарины он кое-как пристроил, а вот самой девушке пришлось довольно длительное время поработать в подёнщицах у Лукаса Кранаха, пока, наконец, Лютер не решил в 1525 году сам жениться на ней. Как же резко их портреты отличаются от свадебных изображений Генриха Благочестивого и его невесты! Кранах избрал для Лютера и Катарины простой синий фон и чёрные одежды, дабы те не отвлекали внимания от лиц портретируемых. Одутловатое лицо реформатора с плотно сомкнутыми волевыми губами и отведённым в сторону проницательным взглядом выглядит немного усталым. Зато некрасивая Катарина, которая влюблённо смотрит на мужа, вся словно светится. Определённо, Кранах обладал прекрасным чувством юмора!
Брак Лютера с Катариной фон Бора – это не только вызов миру. Прежде всего это важное практическое закрепление того морального принципа, провозглашенного Лютером, что божественная сущность женщины равна мужской и нисколько ей не уступает. Таким образом, Лютер изменил взгляд общества на женщину. И его собственный брак оказался довольно удачным. Они поселились с женой в бывшем августинском монастыре, который курфюрст Иоганн Твёрдый предоставил в их распоряжение. Катарина здесь занималась хозяйством, в том числе разведением скота и пивоварением. Во многих проблемных вопросах, с которыми сталкивался в повседневной жизни Лютер, жена была ему большой помощью. У них родились шестеро детей, и Лютер с Кранахом стали кумовьями. Кроме того, художник запечатлел родителей реформатора и его дочь – Магдалену Лютер в возрасте где-то одиннадцати лет. Это один из немногих моих любимых портретов у Лукаса Кранаха Старшего. С тихим спокойным взглядом, пухленькая, и, вместе с тем, такая хрупкая, она изображена за год до смерти. Длинные белокурые пряди, волнами ниспадающие с узких плеч на рукава её чёрного платья со шнуровкой, делают её похожей на принцессу. Вторая дочь Лютера отличалась кротким и милым нравом и была всеми любима. Когда она тихо скончалась в возрасте всего тринадцати лет, реформатор написал другу: «Дай бог мне, всем моим близким и всем моим друзьям такой смерти - или, скорее, такой жизни».
А вот справа портрет настоящей принцессы, Сибиллы Клевской, невесты Иоганна Фридриха Великодушного. Воспитанник Лукаса Кранаха подрос, ему стукнуло двадцать три года, и этого меланхолического увальня пора было женить. Поэтому в 1526 году Кранах, по поручению курфюрста Иоганна Твёрдого, едет в Клеве, чтобы просить для его сына руку дочери герцога Иоганна III Миротворца. Поскольку переговоры о браке увенчались успехом, Кранах приступил ко второй части своих посольских обязанностей и начал писать портрет юной невесты. Картина эта традиционно называется: «Портрет принцессы Сибиллы Клевской в свадебном платье». Для быстроты исполнения художник помещает её на чёрном глухом фоне. Таким образом, яркая и эффектная фигурка красавицы в великолепном золотисто-красном наряде смотрится очень выразительно и декоративно. Кранах откровенно любуется её роскошными рыжими волосами, тёмными, внимательными, чуть раскосыми глазами, белоснежной кожей и характерным овалом лица, сужающимся книзу. На голове у неё, как и у жениха, свадебный венец. Хотя оба портрета написаны во время помолвки, о чём свидетельствуют два перстенька на шейном золотом обруче Иоганна Фридриха. Есть мнение, что пятидесятичетырехлетний художник влюбился в четырнадцатилетнюю невесту своего воспитанника. По крайней мере, он, наконец, встретил свой идеал, свою музу. С тех пор она постоянно появлялась на его картинах и как героиня портретов, и как безымянная дама в различных аллегориях, и в виде всевозможных библейских и античных героинь: Далилы, Саломеи, Венеры и Юдифи.
«Женский портрет», написанный художником в том же 1526 году, тоже считается портретом Сибиллы Клевской. Картина производит таинственное впечатление: на тёмном фоне оконного занавеса, слегка приоткрывающего панораму пейзажа, яркие цвета одежды изображены пронзительно, жёсткий линейный рисунок выражает свою экспрессию в дисгармонии с задумчивым состоянием женщины, словно зачарованной собственными мечтами. Нельзя не поддаться женственной прелести этого идеализированного типа, можно понять его тихую таинственность, его юную, нежную хрупкость. Сибилла отличалась не только интересной внешностью, но и лёгким, игривым нравом. К тому же, была прекрасно образована и остроумна. Её венчание с Иоганном Фридрихом состоялась 3 июня следующего, 1527 года. Турниры и соревнования в замке Торгау длились несколько дней. Пышное празднование посетили 16 князей, герцогов и пфальцграфов, 15 графов, 10 баронов, большое количество дворянства и рыцарства, а также многочисленные депутаты из Виттенбергского университета и разных городов. Очевидцами происшествия были также Мартин Лютер и Лукас Кранах. Благодаря последнему, женский тип Сибиллы Клевской стал для современниц художника каноническим образцом красоты, а её наряды, многие из которых придумывал сам Кранах, тут же копировались. Она блистала при виттенбергском дворе, муж её всячески баловал, а она подарила ему четырёх детей. И всё же, рискну заметить, что Сибилла сыграла роковую роль в жизни художника: его позднее искусство из-за постоянного повторения её образа, за редким исключением, стало однообразным и жеманным.
Празднества и другие развлечения, который устраивал Иоганн Фридрих в честь молодой супруги, сменялись одно за другим. Сибилла настолько вскружила голову мужу и стареющему Кранаху, что последний даже стал подумывать о скором наступлении «золотого века», главной идеи его жизни. Правда, согласно христианской религии, «золотой век» может быть только в раю. Однако Лютер, который и после женитьбы частенько навещал друга, вероятно, не протестовал против того, чтобы устроить его и в реальной жизни. А как представлял этот век художник, видно из картины с одноимённым названием, вышедшей из мастерской Кранаха. На переднем плане изображён сад, засаженный фруктовыми деревьями, в котором резвятся шесть мужчин и шесть женщин, а также несколько пар (и семья) других видов животных. Водный поток разделяет его на два зелёных берега, на которых обнажённые фигуры танцуют, беседуют, сидя или лёжа на траве, а рядом с ними пасутся лани, ничуть не пугаясь грозных львов. В общем, полная гармония с природой. Правда, и здесь проявился впитанный с молоком матери трезвый взгляд Кранаха на вещи: этот идиллический мирок отделён от внешнего мира высокой кирпичной оградой. «Золотой век» по Кранаху – это всего лишь умение отделить себя от зла окружающего мира. В изломе вытянутых фигур, в их подчеркнутой хрупкости уже намечаются черты маньеризма. Интересно, что женщины здесь играют роль лидеров, а мужчины всего лишь учатся.
Всего через год Кранах напишет собственный автопортрет. Это не то, что художник делает на заказ. Это то, что он делает для себя: фиксирует своё лицо, познаёт себя. Для художника пятнадцатого века автопортрет – это вариант подписи. Одежда Кранаха не так нарядна, как у Дюрера, и сливается с тёмным фоном, из которого выступает желтоватое лицо с грубоватыми чертами и начавшими седеть усами и бородой. А вот взгляд карих глаз прекрасен: умный и, одновременно, задумчивый. Друзья и покровители любили Кранаха за то, что своим жизнелюбием он мог всегда вывести их из депрессии. Но теперь, кажется, сам художник охвачен меланхолией. Может, потому, что Сибилла не догадывалась о его чувствах и сохраняла верность мужу? Неужели Кранах потерял веру в «свободную любовь»?
Впрочем, вскоре Кранаху стало не до грусти. В 1532 году умирает Иоганн Твёрдый и воспитанник художника становится курфюрстом Саксонии. Иоганна Фридриха прозвали «Великодушный» за то, что он занял более твёрдую и более решительную позицию, чем его отец, в пользу распространения лютеранства в своих владениях. Через Кранаха он наладил личные отношения с Мартином Лютером, начав переписываться с ним в те дни, когда против реформатора впервые папа издал буллу об отлучении. Иоганн Фридрих внимательно наблюдал за развитием реформаторского движения. Он читал сочинения Лютера и способствовал выпуску первого полного (виттенбергского) издания его сочинений. В замке курфюрстов в Торгау он построил часовню, специально предназначенную для лютеранского богослужения, и пригласил Мартина Лютера произнести инаугурационную проповедь. К тому же, Сибилла Клевская, как и её супруг, оказалась убеждённой сторонницей Лютера, и полностью одобряла взятый им курс на секуляризацию церковных земель, а также разрыв политического союза с его братом и соправителем Иоганном Эрнстом, ярым католиком. Вообще, Иоганн Фридрих отличался открытым, импульсивным характером. Странно, что на портретах Лукаса Кранаха он предстаёт этаким вялым меланхоликом. В том числе, и на том, что был написан в 1535 году: полное лицо курфюрста кажется сонным, зато маленькие руки крепко сжимают меч.
Несмотря на свои убеждения и дружбу с Лютером, Кранах продолжал принимать заказы от католического духовенства. Одним из его важных клиентов был, например, архиепископ Майнца, кардинал Альбрехт Бранденбургский, которого Лютер часто критиковал за продажу индульгенций и поклонение святым мощам. Создавал Лукас Кранах также иконы для ревностных католиков, лучшим образцом которых является «Мадонна с младенцем под яблоней». Художник изобразил рыжеволосую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, опять же напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии: замком и горами. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Цветовая гамма картины разнообразна и насыщена благородным красным, желтым, золотистым, зелёным и их оттенками. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают всё, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Прямым намёком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
В 1537 году наступил пик карьеры Кранаха: его избрали бургомистром Виттенберга. В 1543 – переизберут ещё раз. В промежутках художник занимал должность городского советника. И ничто не предвещало приближения катастрофы. Тем временем из-за активной протестантской деятельности курфюрста Саксонии Карл V затаил к нему неприязнь, которую до времени сдерживал. Император предупреждал Иоганна Фридриха, чтобы тот не вмешивался в дела соседей, но курфюрст, будучи недальновидным политиком, не послушал его. В 1542 году Иоганн Фридрих изгнал герцога Генриха V Брауншвейгского-Вольфенбюттеля из своей страны, чтобы защитить евангелические города Гослар и Брауншвейг. Война с Францией, которую вёл император, не позволила последнему вмешаться. Нуждаясь в помощи протестантов, Карл V заключил мир с ними и даже прибыл в 1544 году в замок Торгау, где в честь него была устроена охота. Это событие запечатлел на своей картине Лукас Кранах. На заднем плане в лесном окружении мы видим сам замок. Всадники с копьями наперевес выгоняют из леса оленей, в которых целится из арбалета одетый в чёрное император вместе с Иоганном Фридрихом в левом нижнем углу полотна.
Думая, что мир наступил надолго, Иоганн Фридрих продолжил церковные реформы. Однако он плохо знал Карла V. В отличие от Лукаса Кранаха, который познакомился с ним, восьмилетним мальчишкой, ещё в Нидерландах. Потом, в 1533 году, художник второй раз написал императора, вероятно, когда Иоганн Фридрих ездил к нему за подтверждением наследственных прав на курфюршество. Я думаю, это самый худший из портретов Карла. Тем не менее, невзирая на неестественную позу императора и сильно вытянутое лошадиное лицо, черты его довольно узнаваемы. В том числе, тяжёлый взгляд, фамильная габсбургская губа и массивная нижняя челюсть. Правда, подвеска на цепи Ордена Золотого руна напоминает не барана, а дохлую крысу. Как будто это не портрет, а карикатура на Карла. Наверно, Иоганн Фридрих и Сибилла улыбались, глядя на него. К сожалению, они недооценили противника. Секуляризация курфюрстом духовных владений в Цейтце и Вирцене привела к распре между ним и его двоюродным братом, Морицем Саксонским, который заключил 14 октября 1546 года Пражский договор с Карлом V. Последний пообещал Морицу передать звание курфюрста Саксонии и тот решил вторгнуться во владения Иоганна Фридриха. Несмотря на то, что последнему удалось отбить нападение, на помощь Морицу поспешил император. В сражении при Мюльберге, в 1547 году, армия Иоганна Фридриха была разбита, а он сам был взят в плен и низложен. На память об этом сражении бывший курфюрст получил резаную рану на левой стороне лица, оставившую у него обезображивающий шрам от нижней глазницы по всей щеке.
Карл V приговорил Иоганна Фридриха к смерти как мятежника. Но, чтобы не терять время на осаду Виттенберга, которую защищала Сибилла Клевская, император отстрочил приговор и вступил в переговоры. Возглавил делегацию не кто иной, как Лукас Кранах. Император помнил Кранаха (по слухам, в его спальне даже висел тот самый детский портрет) и ценил его работы. Тем более, что художник сделал ловкий дипломатический ход и привёз Карлу в подарок картину «Юдифь с головой Олоферна». Первый из многочисленных вариантов и повторений этого сюжета был написан около 1530 года, и Юдифи, то есть, Сибилле, на портрете всего семнадцать лет (хотя она уже успела родить первого ребенка). Олоферн же имеет портретное сходство с Иоганном Фридрихом, который без колебаний дал на это своё согласие. Надо полагать, императора картина немало позабавила. Он согласился сохранить жизнь своему пленнику при условии, что Иоганн Фридрих добровольно откажется от курфюршества в пользу Морица, а Сибилла сдаст Виттенберг. В результате смертная казнь была заменена Иоганну Фридриху на пожизненное заключение.
Осенью 1546 года Лукас Кранах в последний раз получил придворное жалование. Он богат, знаменит и …свободен. Жена Барбара умерла в 1540 году, а сыновья уже выросли и вполне могли заменить его в семейной мастерской. В семьдесят шесть лет художник отдаёт последнюю дань «свободной любви» - создаёт «Источник молодости». К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которые купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Фон представляет собой фантастический скалистый пейзаж. В центре его расположился средневековый город. Композиция фона определяется бесплодными скалами слева, символизирующими старость, и густым зелёным лесом справа — метафорой юности. Квадратный бассейн с ведущими к нему ступенями показан под высоким углом сверху. В этой картине таится та неистовая жизненная сила, которая сопутствовала художнику всю жизнь.
Передав Виттенберг императору, оказавшему ей большое уважение, Сибилла отъехала с младшим сыном в Веймар. Её просьбы об освобождении из плена мужа не увенчались успехом. Всё время заключения Иоганна Фридриха она поддерживала с ним активную переписку, которая свидетельствует об их настоящей взаимной любви. Через три года плена Иоганн Фридрих, который пребывал в глубокой депрессии и не надеялся выйти на свободу, написал Кранаху письмо, в котором умолял приехать и разделить с ним тяготы его заключения. Художник, которому к тому времени уже исполнилось 78 лет, почти не раздумывая, роздал наследникам своё немалое имущество (помимо недвижимости, земельных участков и прибыльного бизнеса, у него было 40000 гульденов золотом) и отправился в добровольное заточение в Аугсбург, где томился несчастный герцог. Только в 1552 Фридрих Иоганн был выпущен из заключения, но получил приказание отправиться в Веймар. Надо полагать, что вновь собравшись вместе, Лукас Кранах Старший, герцог Иоганн Фридрих Великодушный и Сибилла Клевская, наконец-то обрели счастье и покой, хотя и не надолго. В следующем, 1553 году, 16 октября умер художник, практически вслед за ним ушла из жизни в феврале 1554 года Сибилла (ей было всего 42 года), а буквально через две недели после её смерти, умер и её муж. Однако на алтаре веймарской церкви, написанном Лукасом Кранахом Младшим, они до сих пор вместе: в центре Лукас Кранах Старший с белой раздвоенной бородой между апостолом и Лютером, на левой створке – Иоганн Фридрих с супругой, а на правой – их сыновья.
Кранаха очень любили, и не только в Виттенберге. Когда он умер, его оплакивала половина города Веймара, где и в настоящее время можно посетить могилу художника. На ней высечен девиз: «Pictor Celerrimus», то есть «Художник быстрейший». Лютеранская церковь в ознаменование заслуг Кранаха причислила его к лику святых, а имя мастера дважды упоминается в церковном календаре. В доме же Лукаса Кранаха Старшего в Виттенберге сейчас устроен музей.#ОльгаКраева
Уважаемые читатели! Если хотите, можете читать мои книги на Литрес: https://www.litres.ru/author/eva-ark/?lfrom=1174843145
В 2025 году на Литрес выйдет моя серия книг «Проклятие Лалена»:
1)Ева Арк. Лоренца дочь Великолепного
2)Ева Арк. Тайна короля
3)Ева Арк. Роза из Лотарингии
4)Ева Арк. Бургундская монахиня
5)Ева Арк. Кузина Екатерины Медичи
6)Ева Арк. Мальтийский рыцарь