Начинающему бизнесмену часто приходится вести все дела самостоятельно: договариваться с поставщиками, запускать рекламу в соцсетях, искать новых клиентов, отчитываться перед налоговой. В этих заботах легко забыть вовремя заплатить налоги или поздно отправить декларацию в ФНС, что может привести к штрафам и даже к приостановке деятельности.
Рассказываем о самых частых ошибках ИП и даем советы, как их избежать.
Ошибка 1. Работать неофициально
В надежде сэкономить на налогах и страховых взносах некоторые бизнесмены не регистрируют свое дело. Или бесконечно откладывают это с аргументом: «Вот начну зарабатывать 100 000 в месяц, потом встану на учет».
Допустим, человек шьет одежду на заказ и находит клиентов в Instagram и по сарафанному радио. Оплату он принимает на личную банковскую карту. На предпринимателя могут пожаловаться в ФНС недовольные клиенты или конкуренты. А еще поводом для подозрения налоговой послужат регулярные поступления денег на карту от физлиц и компаний.
Инспектор может прийти к человеку под видом покупателя и по факту сделки начать проверку. В результате человеку могут выписать административный штраф от 500 до 2 000 рублей. Кроме того, бизнесмену придется заплатить 10% от доходов, полученных незаконно, но не менее 40 000 рублей.
Как избежать проблем с налоговой: зарегистрировать свою деятельность и платить налоги.
- Если доход меньше 2,4 млн в год и нет наемных сотрудников, можно оформить самозанятость. Налог 4% — если получаете оплату от физлиц, и 6% — если от компаний.
- Если прибыль больше 2,4 млн в год или есть наемные работники, выбирайте ИП. Предприниматели могут заключить договор с ФСС и получать больничные и декретные. А еще — открыть расчетный счет. Для некоторых компаний это важное условие сотрудничества с бизнесменом.
Зарегистрироваться как ИП можно в Райффайзен Банке — это бесплатно. Здесь же удобно открыть расчетный счет, чтобы переводить деньги поставщикам и получать оплату от клиентов. За открытие счета тоже не надо платить. Содействие в подборе финансовых услуг: АО «Райффайзенбанк».
Ошибка 2. Работать не по своим кодам ОКВЭД
При регистрации ИП указывает один или несколько кодов ОКВЭД, по которым налоговая узнает, чем будет заниматься бизнесмен. Если указать неправильный код или сменить деятельность и не уведомить налоговую, можно получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.
Например, предприниматель открывает автосервис и указывает при регистрации только один код — 45.20.1 (техобслуживание и ремонт легковых автомобилей). Но еще он забирает машины клиентов на эвакуаторе, а такая услуга попадает под другой ОКВЭД — 45.20.4 (эвакуация автомобилей). В итоге бизнесмена штрафуют за ведение деятельности без указания подходящего кода.
Кроме штрафа, у ИП, который указал неподходящие ОКВЭД, могут появиться и другие проблемы:
- Не сможет претендовать на пониженные тарифы обязательных страховых взносов за сотрудников. Допустим, предприниматель на УСН делает мебель под заказ. По закону он может платить только 15% страховых взносов за работников вместо 30%. Но если соответствующий ОКВЭД не указан, этой льготой нельзя воспользоваться.
- Если ИП выбрал деятельность с более высоким классом риска, тарифы «на травматизм» повысятся. Например, предприниматель занимается оптовыми продажами зерна — это 1 класс профессионального риска. Ему нужно платить 0,2% взносов. Но основным кодом ОКВЭД он указал выращивание зерновых культур, а это 12 класс риска с тарифом 1,3%.
- Можно потерять крупного клиента. Перед сделкой компании обычно проверяют контрагентов и запрашивают выписку из госреестра. Если выяснится, что ИП оказывает услуги без соответствующего ОКВЭД, заказчик может отказаться от сотрудничества, чтобы избежать возможных проблем.
Как избежать проблем. При регистрации ИП через Райффайзен Банк вы можете бесплатно проконсультироваться со специалистом — он поможет выбрать правильные коды ОКВЭД.
Если намерены расширить деятельность или сменить ее, нужно сообщить об этом в налоговую в течение трех дней. Для этого надо написать заявление по форме Р24001.
Ошибка 3. Работать без онлайн-кассы
С 1 июля 2021 года все ИП, которые оказывают услуги или продают товары, обязаны применять ККТ — онлайн-кассу (согласно закону №54–ФЗ). За отсутствие онлайн-кассы предпринимателя оштрафуют на 25–50% от суммы, которую он получил без использования ККТ, но не менее чем на 10 000 рублей. Есть лишь некоторые исключения: например, без ККТ по-прежнему можно сдавать квартиры в аренду или продавать сезонные фрукты и овощи с собственного огорода.
Как избежать штрафов. Выбрать банк и установить ККТ, которая соответствует требованиям законодательства. Например, Райффайзен Банк предлагает онлайн-кассу «3 в 1»: касса, программное обеспечение, прием платежей через СБП (QR-код) и эквайринг. Вы получаете готовый инструмент для приема платежей наличными и картой: не придется обращаться в несколько компаний и банков и платить за настройку оборудования.
Если у вас уже есть онлайн-касса — посмотрите, не выгоднее ли условия в Райффайзен Банке. Чтобы не платить высокие комиссии за эквайринг, можно подключить куайринг (прием платежей по QR-кодам) — это до 5 раз дешевле. А до июля 2022 года в Райффайзен Банке можно получать возврат комиссии, поэтому пользоваться сервисом можно фактически бесплатно.
Ошибка 4. Не сдать отчет вовремя или не заплатить налоги и взносы
ИП обязан не только платить налоги и взносы, но и сдавать по ним отчеты в ФНС раз в год. Если опоздать с декларациями или обязательными платежами, предприниматель получит штрафы и пени. Их размер зависит от каждой конкретной ситуации. Вот некоторые примеры:
- Сдача отчетности позже установленного срока — штраф 1000 рублей. Если при этом не уплатить налоги, еще оштрафуют на 5–30% от просроченной задолженности.
- Отсутствие КУДИР (книги учета доходов и расходов) — штраф 10 000–30 000 рублей.
- Неуплата налогов или страховых взносов — 20% от суммы недоимки. Или 40%, если налоговая докажет, что ИП не платил взносы умышленно.
Как избежать проблем с налоговой: предприниматели, у которых есть счет в Райффайзен Банке, могут обратиться к специалистам в онлайн-чате и уточнить, какие отчеты нужно сдавать в их случае. А ИП на УСН «Доходы» могут пользоваться онлайн-бухгалтерией. Сервис напомнит о предстоящих платежах, посчитает налоги и взносы и выставит счет. Не придется нанимать бухгалтера или самому сидеть над бумагами.
Как открыть расчетный счет в Райффайзен Банке и получить до 6 месяцев бесплатного обслуживания
Чтобы стать клиентом Райффайзен Банка, просто оставьте заявку на сайте. Если сделаете это до 12:00, получите готовый к работе счет за один день. Идти в отделение банка не нужно — сотрудник банка привезет документы на подпись в любое удобное вам время и место.
Даже в нестабильной обстановке, клиенты Райффайзен Банка могут чувствовать себя уверенно. Банк принадлежит к международной банковской группе RBI, для которой Россия — ключевой рынок. Поэтому все финансовые сервисы в рамках законодательства РФ доступны для клиентов банка и работают бесперебойно.
Вместе с расчетным счетом в Райффайзен Банке вы можете получить карту для бизнеса с бесплатным выпуском. Ей удобно расплачиваться с поставщиками по безналу и тратить деньги на личные цели. А еще, в зависимости от трафика, вам будет доступно до 300 платежей без комиссии в любые банки и лимит до 700 000 рублей на переводы физлицам.
А если вы оплатите любой тариф на год вперед, получите три месяца бесплатного обслуживания в подарок. При оплате на два года вперед, вы будете обслуживаться без оплаты в течение полугода.
Листайте дальше, чтобы открыть счет в Райффайзен Банке и протестировать, насколько удобно пользоваться услугами и онлайн-сервисами для предпринимателей.