Антон Сапронов — двукратный призер заключительного этапа ВсОШ по литературе и двукратный победитель заключительного этапа ВсОШ по МХК. Сегодня Антон — преподаватель кафедры литературы Ассоциации победителей олимпиад.
Мы узнали у Антона, как нужно готовиться к различным олимпиадам, какую литературу использовать и сколько времени посвящать подготовке.
— Расскажи о своих впечатлениях от участия в ЗЭ ВСОШ. Ожидал ли ты таких высоких результатов?
— Заключительный этап ВсОШ – самое счастливое, любимое и зацелованное в памяти время моей жизни. Это запредельный азарт, встречи с замечательными людьми и прогулки по новым городам. Конечно, участвуя в олимпиаде, я мечтал о том, чтобы показать хороший результат, хотя мне и хватало удовольствия просто от решения заданий и переживания этой неповторимой атмосферы. Когда я первый раз поехал на Всерос в 2013 году, я ничего не ожидал, поэтому, став победителем (по МХК), я был буквально переполнен счастьем.
— Как ты готовился к ВСОШ по литературе? Какую литературу использовал? Сколько времени посвящал подготовке?
— Открою крамольный секрет: моя подготовка была хаотичной и неорганизованной. Я просто читал или смотрел в интернете материалы, которые были мне интересны. Короче говоря, я просто получал удовольствие. Удовольствие от узнавания чего-то нового, от решения поставленных задач, от поиска нужного слова. Что-то делать специально к олимпиаде я начал только в 11 классе. Например, на уроках русского и литературы прочитал и законспектировал отличную книгу А. Б. Есина «Принципы и приёмы анализа литературного произведения». К слову, к ЕГЭ я тоже специально не готовился, просто выполнял все домашние работы для школьных уроков.
— Как ты думаешь, можно ли одновременно подготовиться и к ЕГЭ и к ЗЭ ВСОШ? Оправдано ли такое совмещение?
— Думаю, да. Я воспринимал ЕГЭ просто как муниципальный этап ВСОШ, потому что нас собирали в одной школе, раздавали задания и выделяли одинаковое время на их решение. Теория, изученная для олимпиады, может помочь на ЕГЭ и, как ни странно, наоборот.
— Как ты научился писать олимпиадные анализы?
— Скажу честно, что это достаточно сложный для меня тип задания. Сложный, но самый любимый. Сначала я выучил предлагаемый в школьных учебниках план анализа лирического и прозаического произведений и писал анализы, в том числе и олимпиадные, в соответствии с ним. Но постепенно я пришёл к мысли, что гораздо важнее отработанного алгоритма немного другой ход рассуждения: умение самому задавать вопросы к тексту, находить в нём на них ответы и на основании этих вопросов и ответов формулировать сложный, глубинный смысл произведения, законы, по которым оно живёт, и по которым предлагает жить своему читателю.
— Сколько времени необходимо уделять подготовке для достижения максимального результата?
— Подготовка к олимпиаде – это не кулинарный рецепт, поэтому нельзя однозначно сказать, что, к примеру, нужно готовиться к олимпиаде 4 раза в неделю по 2,5 часа. Необходимое время зависит от целого ряда факторов: подготовленности участника, используемых материалов и методик, банально загруженности и даже темперамента. Мне, например, повезло с тем, что учительница русского и литературы разрешила на своих уроках отсаживаться на заднюю парту и заниматься подготовкой. А вообще, мне бы хотелось подчеркнуть, что на любой гуманитарной олимпиаде главное – это логика, умение оформить мысль в слова и общая эрудиция. На том стоим.
— Посоветуй топ-5 полезных книг для подготовки
— Как я уже упоминал, А. Б. Есин «Принципы и приёмы анализа литературного произведения», В. В. Набоков «Лекции по русской литературе», Н. М. Азарова «Поэзия. Учебник», О. А. Лекманов «Самое главное о русской литературе ХХ века», А. Н. Архангельский «Герои классики».
Кроме того, хочется упомянуть такое интернет-ресурс, как портал Arzamas Academy. На нём можно найти огромное количество видео-лекций, статей и иных материалов как о литературе, так и о других ветвях гуманитарного древа.
— Какой бы совет ты дал начинающим олимпиадникам?
— Определиться с кругом предметов, на которые будет направлен основной фокус во время подготовки. Желательно ограничить его 1-3 связанными предметами, например, русский, литература и/или иностранный язык, история и обществознание, биология и экология, чтобы не распылять внимание и познавательные способности.