Найти тему
Тайны искусства

10 знаменитых картин, вдохновивших создателей фильмов ужасов

Декорации, темы, мотивы, монстры и угрозы, даже диалоги и звуковые эффекты – многие из этих элементов фильмов ужасов были взяты из знаменитых картин. Результаты таких тандемов поражают, добавляя образам фильмов богатство и глубину.

10. Портрет Дориана Грея, Иван Олбрайт

Портрет Дориана Грея, Иван Олбрайт
Портрет Дориана Грея, Иван Олбрайт

Хотя он, возможно, не так известен, как некоторые другие художники из этого списка, Иван Олбрайт, признанный "мастер макабра", был выбран режиссером Альбертом Льюином в качестве художника, который напишет портрет главного героя его фильма ужасов "Портрет Дориана Грея" (1945). В фильме, как и в романе, Грей, заказывает свой портрет.

В результате сделки с дьяволом последствия "беспутной и порочной жизни" Грея отражаются на картине, а не на внешности самого Грея, и тщеславный негодяй остается все таким же молодым и красивым, несмотря на течение времени и множество мерзких поступков. Хотя фильм был снят в черно-белом формате, Льюин снял портрет в полном цвете, чтобы подчеркнуть ужасающую трансформацию Грея.

На картине Олбрайта "Портрет Дориана Грея" (1943-1944) Грей постарел, его брови изборождены морщинами, разложившаяся плоть посерела, нос выпуклый, рот искривлен, а лицо и руки измазаны кровью. Он выглядит совершенно безумным, с пристальными, выпученными глазами, а его грязная, рваная одежда измазана кровью и кажется заплесневелой. Благодаря "портрету" Олбрайта зрителям становится ясно, что состояние души Грея действительно отвратительно, каким бы юным и красивым ни казался его облик и лицо; картина как нельзя лучше выражает тему фильма: зло развращает душу.

9. Шабаш ведьм, Франсиско Гойя

Шабаш ведьм, Франсиско Гойя
Шабаш ведьм, Франсиско Гойя

Во время съемок фильма "Ведьма: A New England Folktale (2015) режиссер Роберт Эггерс, который также написал сценарий фильма, стремился воссоздать атмосферу семнадцатого века.

Одним из способов обеспечить точность изображения времени, в которое происходит действие фильма, была консультация с историками и экспертами по живописи. Эггерс также обратился к шедевру Франсиско Гойи 1798 года: "Шабаш ведьм". Хотя эта работа находится "вне" временных рамок мира семнадцатого века, она является вечным изображением темы, сказал режиссер, и "лучшим визуальным представлением ведьм, которое можно было бы пожелать".

На картине изображен дьявол в облике козла, сидящий вертикально, в окружении ведьм, одна из которых предлагает центральной фигуре новорожденного ребенка, а другая - обнаженного, истощенного ребенка. Некоторые из ведьм старше других, но нет ни одной молодой. Помимо подношения детей, предположительно в качестве жертвоприношения, на заднем плане картины появляется один из самых тревожных образов: три обнаженных детских тела, подвешенных за шею к голой, заостренной ветке.

Однако, хотя Эггерс использует картину Гойи для изучения ведьм, "Шабаш ведьм", как и другие картины из шести работ Гойи, посвященных "теме колдовства", рассматриваются критиками как "сатирическая критика суеверий образованного общества, к которому принадлежал художник".

8. Некрономикон IV, Некрономикон V, Ханс Руди Гигер

Некрономикон IV, Ханс Руди Гигер
Некрономикон IV, Ханс Руди Гигер

Аэрографические картины сюрреалиста Х. Р. Гигера - это тревожные, незабываемые, единственные в своем роде работы. На них изображены получеловеческие, биомеханические фигуры, антропоморфные объекты, угреподобные монстры, фаллические формы, механизмы, и причудливое, чудовищное существо, которое послужило вдохновением для создания монстра в научно-фантастическом фильме ужасов Ридли Скотта "Чужой" 1979 года.

Рисуя существо на съемочной площадке, а также создавая интерьеры космического корабля, Гигер дал Скотту именно то, чего он хотел. Хотя художник хотел создать инопланетное существо с нули, Скотт, впечатленный уникальной манерой, в которой картины Гигера Некрономикон IV (1976) и Некрономикон V (1976) передавали одновременно ужас и красоту, потребовал, чтобы Гигер следовал их форме. В результате зрители фильмы были в ужасе от пришельца Гигера, а сам художник получил в 1980 году "Оскар" за лучшие визуальные эффекты.

7. Сад земных наслаждений (Правая панель - Ад), Иероним Босх

-4

Режиссер фильмf "Изгоняющий дьявола" Уильям Фридкин и Крис Ньюман, работавший в звуковом отделе фильма, на съёмках столкнулись с проблемой: как звучит голос дьявола? Ответ был найдет в знаменитом триптихе Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" (1490-1510).

Фридкин показал Ньюману картину Босха, указав на десятки демонов изображённых на панели триптиха. "Вот как должен звучать голос Сатаны", - сказал Фридкин. Для создания сложной какофонии звуков, навеянной изображениями демонов Босха, были использованы сотни самых разных звуков, к примеру, кваканье древесных лягушек, жужжание шмелей.

6. Империя света, Рене Магритт

Империя света, Рене Магритт
Империя света, Рене Магритт

Сюрреалистическая серия масляных и гуашевых картин Рене Магритта под общим названием "Империя света" (1940-1960-е гг.) послужила вдохновением для съемки экстерьера во всё том же фильме Фридкина «Изгоняющий дьявола». На картинах представлена похожая сцена: дом, окруженный ночными формами деревьев, кустарников и теней, освещенный только фонарным столбом на лужайке и лампой в окне наверху, стоит под пасмурным голубым дневным небом.

Поскольку в картине день и ночь сопоставляются невозможным образом, многие считают изображенную на ней сцену жуткой - идеальный образ для фильма об избавлении девушки от демона. Картина Магритта вдохновила Фридкина на сцену в фильме, где показано прибытие отца Меррина, когда он стоит один на улице, под фонарным столбом, возле дома, в котором его поджидает дьявол. Светлое небо представляет обитель Бога, в то время как тьма земли, владения дьявола, символизирует зло.

5. Картины Амедео Модильяни

Амедео Модильяни
Амедео Модильяни

Монстр в романе Стивена Кинга "Оно" принмает облик самого страшного кошмара любого человека. Часто оно предстает в образе Пеннивайза, безумного клоуна, но в экранизации романа Кинга, снятой режиссером Энди Мускетти в 2017 году, оно также превращается в таких персонажей, как оборотень, прокаженный и женщина-флейтистка, которая появляется из картины Амедео Модильяни в кабинете отца Стэнли Уриса.

Лицо флейтистки вытянуто, черты лица асимметричны, формы черепа неправильная. Вот что говорит об этом сам режиссёр: "это буквально мой очень личный детский страх. В моем доме висела репродукция картины Модильяни, которую я считал ужасающей. И мысль о встрече с воплощением этой женщины в реальности сводила меня с ума".

4. Ночной кошмар, Генрих Фюсли

Ночной кошмар, Генрих Фюсли
Ночной кошмар, Генрих Фюсли

В 1781 году Генрих Фюсли написал картину "Ночной кошмар", на которой инкуб, или демон мужского пола, сидит на животе спящей женщины. Из густых теней спальни появляется голова лошади. В 2015 году знаменитая картина послужила мотивом для одноименного фильма режиссера Ахима Борнхака.

Главная героиня фильма Тина спит с отвратительным демоническим существом рядом с собой, которое очень похоже на существо из картины Фюсли. Воображает ли она его присутствие? Только ли она видит его? Кажется, что Борнхак намеренно двусмысленно определяет значение этого существа и, следовательно, тему своего фильма.

3. Дом у железной дороги, Эдварда Хоппера

Дом у железной дороги, Эдварда Хоппера
Дом у железной дороги, Эдварда Хоппера

Викторианский дом Нормана Бейтса, одиноко стоящий на холме над его мотелем, - одна из самых незабываемых деталей мрачного шедевра Альфреда Хичкока "Психо" 1960 года. Мало кто знает, что вдохновением для этого дома ужасов послужила картина 1925 года "Дом у железной дороги" Эдварда Хоппера.

Музей столичного искусства в Нью-Йорке описывает место действия картины как "величественный викторианский дом, основание и территория которого заслонены железнодорожными путями [которые] создают визуальный барьер, который, кажется, блокирует доступ к дому, изолированному в пустом пейзаже". Такое же настроение создает и дом Хичкока на вершине холма. Дом не приглашает, а отталкивает. Он существует не как часть большого сообщества, а, напротив, изолирован и одинок; он отрезает своего обитателя от большого мира, позволяя Бейтсу жить в воображаемой реальности, придуманной им самим, в мире, полном одиночества и безумия.

2. Сюзанна и старейшины

 Сюзанна и старейшины
Сюзанна и старейшины

В фильме "Психо" у Бейтса было любимое место - салон за офисом. Указывая на одну из картин на стене салона, он начинает объяснять ее "великое значение", но не успевает закончить мысль.

Там висит картина Уильяма ван Миериса 1731 года "Сюзанна и старейшины", которая имеет не только декоративное или эстетическое назначение; она закрывает глазок, через который Бейтс подглядывает за Марион Крейн.

Сама картина напоминает тринадцатую главу Даниила в католической Библии, в которой за Сюзанной, благопристойной молодой женщиной, подглядывают старейшины, когда она принимает ванну. Когда она отказывается от их требований вступить с ними в половую связь, они ставят под угрозу ее репутацию и жизнь, солгав, что застали ее в акте прелюбодеяния. Таким образом, присутствие картины создает аллюзию, которая подчеркивает параллели между участью Сусанны и судьбой самой Крейн (помните знаменитую сцену в душе), усиливая напряженность фильма. Это также подразумевает зрителей фильма, которые, как и старейшины картины и сам Бейтс, "подглядывают" за Крейном, принимающим душ.

1. Венера с зеркалом, Тициан

Венера с зеркалом, Тициан
Венера с зеркалом, Тициан

В гостиной за офисом мотеля Бейтса также висит шедевр Тициана "Венера с зеркалом" 1555 года. Сладострастная полуобнаженная богиня сидит, ее правая рука и нижняя часть тела задрапированы красным бархатом. Онасмотрит в зеркало, которое держит крылатый Купидон. Второй Купилон держит за головой богини ручное зеркало, чтобы она могла осмотреть себя как сзади, так и спереди.

Как отмечает Катрина Пауэрс в своем обсуждении картины в "Журнале американской культуры", "она поднимает левую руку к груди, возможно, чтобы полюбоваться золотым браслетом и кольцом, украшающими ее", а также размышляет, подходит ли это украшение к "ее жемчужным серьгам и золотым и жемчужным украшениям, которые она носит в своих светлых волосах". Ни в коем случае не следует понимать ее поднятую руку как "прикрывающую наготу", заявляет Пауэрс, поскольку это, скорее всего, "одна из [многочисленных] поз", которые она принимает, размышляя о "собственной прелести".

Возможно, для Бейтса героиня Крейн представляет как искушение женской сексуальностью, которую его "мать" запрещает ему (Венера), так и желание поддаться этому искушению через вуайеризм (Сюзанна). И всё это заканчивается насилием и смертью для Мэрион, воплощения этих противоречивых импульсов и потребностей.

***

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство