Историки сообщают, что огромные боевые псы защищали колесницы древних полководцев, оберегали их покой во время сна и отдыха. Целые отряды собак следовали за войсками Александра Македонского. В древней Римской империи четвероногие стражи караулили врагов и военнопленных. Одетые в ратные доспехи, свирепые боевые псы защищали пограничные посты римлян. Участвовали они и в сражениях.
В Карелии, в пограничном городе Сортавала, на территории бывшей школы инструкторов розыскных собак с 1971 года стоит небольшой памятник с бронзовым барельефом восточно-европейской овчарки.
На одной из границ долгое время безупречно служила восточноевропейская овчарка Дойра. Ее способности были предметом восторженных разговоров на многих заставах. Дойра отличалась необыкновенно острым чутьем. Если обычная, хорошо подготовленная розыскная собака обнаруживала п прорабатывала запаховый след под снегом на глубине 10-15 сантиметров, то Дойра улавливала запах следов на глубине более 30 сантиметров. Она могла обнаруживать следы многочасовой давности и идти по ним. Поэтому ее использовали для проработки наиболее сложных следов нарушителей границы. У Дойры было и еще одно достоинство. Обычно собаки идут по следу зигзагами, а Дойра шла по нему прямо и быстрее настигала нарушителя.
Однажды на границе обнаружили след нарушителя. Немедленно в этот район была выслана группа пограничников с розыскной собакой Дойрой. Она быстро взяла след и повела за собой пограничников. В сложных условиях она проработала 17 километров и привела бойцов к заброшенному сараю. Здесь ее вид преобразился: шерсть вздыбилась, морда оскалилась, поза стала напряженной. Все это указывало на того, что враг находится близко и собака чует его. Пограничники окружили сарай. Последовало предупреждение и команда скрывавшемуся:
— Сарай окружен, оружие бросить, руки вверх! Выходи!
После небольшой паузы заскрипела дверь из-за сарая с поднятыми вверх руками вышел нарушитель границы.
Для службы на границе используют молодых, крепких, сильных и выносливых собак, способных к длительной физической и нервно-психической нагрузке. С возрастом у них ослабляются слух и зрение, они быстро устают в работе. В 12 лет Дойра перестала работать. Правда, обоняние у нее все еще было прекрасным. Ее, как отличную пограничную собаку, часто демонстрировали на занятиях молодых пограничников. Иногда Дойру возили на встречи со школьниками — членами клуба юных собаководов. Там, она показывала свои служебные качества.
Как-то в часть приехали два студента-художника. Они писали, этюды, рисовали животных. Сделали портреты и Дойры. Пограничники части, очень любившие Дойру, попросили художников вылепить скульптурный портрет собаки. Художники охотно сделали гипсовый барельеф Дойры.
В 1971 году Дойры не стало. Было ей тогда 15 лет. Пограничники решили поставить ей памятник. Сержанта, инструктора службы собак, командировали на завод, где льют бронзу. Он взял с собой гипсовый барельеф Дойры, рассказал комсомольцам завода о заслугах этой собаки и от имени молодых пограничников попросил их помочь. Заводские мастера охотно откликнулись на просьбу и в нерабочее время отлили бронзовый барельеф Дойры. Он висит в здании в одной из воинских частей. Под ним укреплена литая табличка: «Дойра.1955—1971». Так пограничники увековечили выдающуюся служебную собаку и выразили большую любовь к своим верным четвероногим друзьям и помощникам.
Собаки-ищейки, благодаря их великолепному обонянию, стали незаменимыми помощниками и нашей милиции. С помощью собак работники уголовного розыска раскрыли тысячи преступлений, нашли и обезвредили преступников. Вот только один пример. Розыскной пес Султан за время своей службы в уголовном розыске помог раскрыть множество различных краж. Благодаря ему милиция смогла найти и вернуть владельцам более чем два миллиона рублей украденных ценностей. Султан, скорее всего, единственная собака, пережившая все 900 дней блокады. Когда Султан ослабел во время блокады настолько, что не смог больше работать, Петр Серапионович Бушмин, его проводник, дрессировщик от Бога, рассказал об этом товарищам, и они в течение недели отдавали свой ужин изголодавшейся собаке. За спасение жизни лучшей овчарки руководство уголовного розыска объявило проводникам благодарность и наградило их почетными грамотами. Султан и его «коллега» Дуглас за время блокады проработали 1987 следов скрывшихся уголовных преступников, задержали 681 вора и грабителя. После войны дважды раненный преступниками Султан стал плохо видеть. Были предложения его усыпить. Но начальник ленинградской милиции И.В. Соловьев приказал оставить его на довольствии до естественной смерти. Похоронен Султан в питомнике. Его чучело вместе с фотографией хозяина П. Бушмина было помещено в Музей истории Краснознаменной ленинградской милиции.
В 1964 году режиссер Семен Туманов снял замечательный фильм «Ко мне, Мухтар» по повести «Ко мне Мухтар» автора И. Меттера о приключениях милицейского пса по кличке Мухтар и его верного товарища, кинолога Глазычева, которого блистательно сыграл актер и цирковой клоун Юрий Никулин. Прообразом Мухтара стал милицейский пес Султан.
Собаки зарекомендовали себя и как хорошие связисты на военной и гражданской службе. Рассказывают, что у царя Петра I был пес, который в походах помогал ему поддерживать связь с военачальниками, приносил ему письма и донесения, разносил царские приказы и распоряжения полководцам.
В Швейцарии владелец одного высокогорного курорта для доставки почты использовал сенбернара Барри. Гостиница, куда нужно доставлять почту, находится на вершине горы и связана с долиной тросовым подъемником. На шею Барри вешали кожаную сумку с корреспонденцией, и он спокойно устраивался в кресле подъемника. Высоты четвероногий письмоносец не боялся и даже не обращал внимания на пролетающих рядом птиц.
По книге И.Ф. Заянчковского с дополнениями из открытых источников сети Интернет.
Источник: Уголовный розыск. Петроград - Ленинград - Петербург, СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2008//https://statehistory.ru/801/Kak-sluzhebno-rozysknaya-sobaka-Sultan-v-blokadnom-Leningrade-trudilas/