Гнёт возраста чувствует только тело, а не душа, и состарились одни лишь пороки и то, что им способствует. Сенека.
Пятьдесят лет назад, на сцене Словацкого национального театра, тогда еще в единой стране, Чехословакия, в 1972 году состоялась премьера психологической драмы - «Соло для часов с боем». Освальд Заградник в своей пьесе поднял тему участи одиноких стариков. В это же время, в Советском Союзе, под руководством Олега Ефремова, театр МХАТ стал преображаться. «Старики» МХАТА упросили возглавить театр и спасти его от «засыпания» и творческого простоя. Ефремов пошёл на уговоры и благодаря «старикам», и нажиму со стороны Виктора Гришина (первый секретарь Московского городского комитета КПСС), но условие Ефремов всё же выдвинул, он придёт не один, а с некоторыми актёрами его родного «Современника». Оставив «Современник» в надёжных руках своей сподвижницы, Галины Борисовны Волчек, Ефремов взялся за реинкарнацию театра в Камергерском. Сразу наметилась чёткая линия, по которой театр пойдет дальше. Недаром Борис Ливанов, народный артист СССР, скажет: «Враги сожгли родную хату». Не приняв новую жизнь театра, вскоре, покинет его.
К, сожалению, это жизнь. Театр обязан постоянно обновляться и у театра обязательно должен быть духовный родитель. Сегодняшний театр, вроде не раб, вроде свободен, но это только видимость. Сегодня у театра появился попечительский совет и от его решения зависит многое, без попечителей не формируется репертуар. Этот совет состоит не из нищей интеллигенции, он состоит из богатых меценатов, которым в дополнение к их успехам ещё хочется почитания и уважения, а где, как не в театре это получишь без последствий. В семидесятые годы прошлого столетия, Ефремов в театре был царь и бог, театр, как планета крутился вокруг него. Спектакли его репертуара в театре, были в духе со временем «общественно-политической линии», это как в изобразительном искусстве, приоритет отдавался «соцреализму». Все помнят «бульдозерную выставку Хрущёва.
Ефремову удалось создать лучшую труппу на лучшей сцене страны, это подтверждалось сплошными аншлагами. Олег Николаевич действительно создал лучшую сцену страны. Роковой ошибкой был приход Татьяны Васильевны Дорониной в труппу. Её вдохновитель, её режиссёр, это Андрей Александрович Гончаров. Две примы на одной сцене не живут, на то она и Прима, молодая Гундарева победила. Приобретение для МХАТА было царственное, но для Дорониной не было её комфорта. Царицы сидят в ложе, а на сцене царствуют Примы. В труппу влились из «Современника» Е. Евстегнеев, А. Вертинская, Т. Лаврова, Ю. Богатырёв, А. Мягков. Пришли не Ефремовские; И. Саввина, Г. Бурков, А. Петренко, С. Любшин и Олег Борисов, приходит Олег Табаков. На этой сцене отметились такие режиссеры как Виктюк, Додин, Эфрос и Гинкас.
13 декабря 1973 года состоялась премьера спектакля, автора которого практически не знала театральная Москва, но она знала режиссёров Олега Ефремова и Анатолия Васильева, поставивших спектакль. Тихая, очень бытовая история про пятёрку словацких стариков и двух молодых влюблённых. Эта трогательная история о стариках, сплотившихся на островке любви, заботы и сопереживания. Они сохраняют себя такими, какими были всегда, не предавая приоритеты и ценности своей судьбы в этом быстро меняющемся мире. Это классическая пьеса по всем канонам, как драматургии, театрального искусства, так и по содержанию, смысл, которого - всё течёт, всё изменяется, не изменяется только предопределение той или иной жизни, достойно несущей себя в Вечности. Можно заменить года, имена, страны, но нельзя заменить в человеке Человека. Пять прославленных актёров своего театра, старожилы, пять народных актёра СССР, Высшая школа театрального искусства за плечами каждого. У каждого из них были свои поклонники на всю жизнь.
В этом спектакле, зная про актёров всё, предвкушая восторг и счастье, перед зрителем разворачивалась трагедия, и уже нет сцены, и уже нет актёров, есть - Откровение, которое исходит от простых людей всю жизнь, занимавшихся очень простыми делами. Игра актёров такова, что перед нами патриархи сцены показали достоинство патриархов жизни. Достоинство, этим всё сказано. Там за кулисами, кипят страсти молодого, нетерпеливого поколения актёров. Они ищут свои мизансцены и формы, прорывающиеся через цензуру «не пущать и запрещать», им есть что сказать, но надо прорваться сквозь глухую стену «как бы чего не вышло». А здесь мудрость в покое горького осмысления - «Кусок моей жизни - это барахло. Может, вся моя жизнь - такое же барахло. Но это была моя жизнь". Франтишек Абель, единственный, имеющий своё жильё. «Слова, полные любви и две пары босых ног под одним одеялом - маловато для мужчины». Ответ деда внуку Павлу. «Ты никуда не карабкаешься, а только болтаешь.» «Попробуй взобраться на эту башню - и я буду восхищаться тобой. Да разве дело в башне - пусть будет что угодно, но попробуй!» Диалог деда и Павла.
Если есть возможность, найдите этот спектакль, посмотрите его. Пока есть такие спектакли мы не оскотинимся.