Найти в Дзене

"SMM, прощай!" — или нет?

Оглавление

эта статья является обобщенным, субъективным анализом информации, имеющейся в сети в свободном доступе, и новостей digital-мира в свете последних событий.

никто не даст вам точных прогнозов, потому что ситуация нестабильна. запасаемся терпением, стараемся сохранять спокойствие. по ходу действий разбираемся, что к чему. доступно и максимально просто.

вводные данные

есть у нас такое чудо, как Meta —

американская транснациональная холдинговая компания, владеющая технологическим конгломератом и расположенная в Менло-Парке, Калифорния.

подобное определение выдаёт Google. если проще — это материнская организация, которой принадлежат платформы Facebook и Instagram. они хоть и тесно связаны, но являются разными (!) социальными сетями.

на их базе (особенно активно в последние годы) строился малый и средний бизнес, развивалось экспертное блогерство (и не только экспертное), создавались разнообразные комьюнити.

а сейчас — бум! возникла угроза блокировки FB и Inst на территории РФ.

а чего вдруг?

все мы в курсе, что творится в мире, поэтому излишнее внимание хронологии событий и их причинам уделять не будем. ограничимся вот, чем.

в нынешних реалиях блокировка обсуждаемых площадок если и будет, то со стороны Роскомнадзора, потому что с FB (про Inst, кстати, отдельно не говорят) у них весомые разногласия из-за ограничения аккаунтов и рекламных возможностей некоторых российских СМИ.

плюс — в последние дни на пользователей из РФ хлынула волна украинских объявлений с "новостями с полей".

а Meta отнимать у россиян доступ к «платформе для выражения мнений против военных действий» смысла нет.

да и вообще: недавно (ещё до перевернувших мир событий) Meta начали открытие своего офиса в России, чего у нас ждали долгое время.

мда. короче, совсем-совсем закроют и все, "инстаграмчику" придётся сказать «прощай»?

спорно.

во-первых, в масштабах современных реалий блокировка FB и Inst в том или ином объёме — такие мелочи.

во-вторых, смотрите шире. в данном случае можно сказать, что кризис — точка роста. маркетинг жил, живет и будет жить. вопрос лишь в виде его воплощения, но об этом чуть ниже.

в-третьих, старый-добрый VPN никто не отменял. о том, что это такое, можно почитать здесь. правда, тут свои нюансы... о них тоже попозже.

Мари, не томи, какой вердикт?

есть множество вариантов развития событий. все они, конечно же, зависят от политической обстановки. и никто точно не скажет, что будет дальше с digital-пространством у нас, в России.

если к какому-то договору в конфликте придут в ближайшее время, то, вероятно, мы неопределенный срок будем жить с замедлением трафика, с которым уже столкнулись.

в мире, где военные действия затягиваются, условия ужесточаются, информационный накал усиливается и т.д., нас ждет, скорее всего, либо более активное замедление FB и Inst, либо полная блокировка работы данных площадок на территории РФ (к сожалению, второй вариант более реален).

так. а что при этом будет с бизнесами, с блогерским миром?

"VPN — наше спасение", — можно было бы так сказать, но всё неоднозначно. такой "выход" тоже могут начать "глушить", да и сбои никто не отменял. FB, например, вообще не любит бесплатные VPN-"обманки", и при использовании таковых для запуска таргета вы легко столкнетесь (можете столкнуться) с блокировкой рекламного кабинета...

с другой стороны... Telegram на территории РФ был в блоке 2 года. ничего — все ок. а в Китае уже несколько лет пользователи с помощью VPN получают доступ в мировой интернет (справедливости ради, стоит сказать, что доподлинно неизвестно, насколько идеально работает метод у них).

короче, чисто теоретически, заходить в FB и Inst мы всё-таки сможем. как оно будет на самом деле — покажет время.

загвоздки кроются в другом!

первое какой процент вашей аудитории Instagram установит себе VPN-сервис и будет «заморачиваться», если и это начнут пресекать? неполадки неизбежны.

второе чем больше пользователей с VPN, тем ниже точность таргетированной рекламы по геолокации. не забываем еще и про блокировки от привередливого FB...

еще есть третье, четвертое и дальше по списку, но, короче:

чем жёстче будут ограничения работы заграничных интернет-площадок, тем активнее трафик (т.е. пользователи) начнёт переходить в русские соц.сети.

а что у нас с вами есть?

ВКонтакте, Telegram, Одноклассники (пресвятые печенюшки…!), RuTube и т.д.

ВКонтакте для бизнеса неплохой вариант. довольно понятный рекламный кабинет, возможность легкой коммуникации с клиентами, создание сайта из сообщества (между прочим, приятная плюшка), объёмная, разношёрстная аудитория, которая, как вы поняли, будет только расти в сложившейся ситуации.

да, непривычно. да, придётся потратить время и силы на выстраивание новой системы, если не подходили к вопросу продвижения комплексно и задействовали только Instagram до этого.

но вариантов-то не остаётся...

особенно — в случае полной блокировки иностранных сервисов.

эксперты, исполнители, авторы (smm-специалисты, фотографы, копирайтеры, тату-мастера, бизнес-консультанты, кондитеры, мастера маникюра, косметологи и т.д.) тоже более менее спокойно перейдут на площадку ВКонтакте. безусловно, будет посложнее разбираться с функционалом (те же сторис, например, не вызывают такого «восторга», как в Inst, да и к контенту придётся своё отношение пересмотреть),

но, опять же, а куда деваться?

Tik-Tok — сеть иностранная, а значит, в нынешних реалиях, нестабильная. хотя бежать туда, конечно, тоже можно. получится не у всех.

с блогерами дела обстоят ещё более неоднозначно. им вроде и в Tik-Tok зайти бы, но сложно. ВКонтакте — и да, и нет. вон, наши селебы а-ля Бузова, Маркони, Летучая и иже с ними уже начали «переход на сторону бело-голубой сети». но что из этого выйдет — мне реально трудно предположить.

во-первых, потому что неинтересно.

во-вторых, моя голова больше углубляется в вопросы коммерческих профилей и перечисленных в предыдущем абзаце аккаунтов, чем в то, как будет существовать блогерское НЕэкспертное сообщество, так сказать.

мысли вслух: развлекательный контент будет занимать все, что можно, пытаясь использовать любое «свободное место», дабы оставаться в поле зрения и не потерять число читателей.

Мари, Мари! а наша любимая «тележка»? туда можно?

можно, куда душа захочет.

вопрос в результативности, а она зависит от того, какую цель вы преследуете.

«рекламная» часть там не особо удобная, честно говоря. да и быть подписанным на 1000 и 1 тг-канал — ну, не знаю.

опять же, непонятно, насколько людям это будет надо. возможно, зрители начнут тщательнее фильтровать, на кого подписываться.

а может, и нет. поживем — увидим. с подобным мы ещё не сталкивались.

в принципе, если у того или иного лидера мнений выстроены классные отношения со своей аудиторией, его интересно читать и слушать, то, наверное, будет попроще. с бизнесом же, в целом, потруднее — вроде и "магазины на диване" не есть хорошая затея, а с другой стороны... посмотрите, как сейчас действует Маша Горячева (дизайнер женской одежды, мать одноименного бренда) — на её тг-канале все смотрится более менее адекватно в рамках всеобщего положения: ссылка тут.

ну, окей, Мари. что делать?

стабилизировать своё состояние, очищать инфо-поле, читать качественные статьи, страховать себя. давайте прям списком.

  1. если ещё не вышли, то выйдите наконец-то из вгоняющих вас в тревожность и излишние эмоциональные колебания новостных каналов, групп и т.д. это важно, черт возьми, для вас в первую очередь. потеряете себя в обилии информациини о каком "светлом будущем", лично вашем, уже не будет идти речи без серьезных проработок со специалистом. берегите себя. как вы собираетесь поддерживать близких и друзей при необходимости, помогать, если не получается помочь себе?
  2. создайте себе или своему проекту / проекту клиента сообщество и страницу в ВКонтакте, подключите Telegram. если ЦА возрастная, то, чем черт не шутит, можно и в Одноклассники заглянуть... оповестите о способах связи и вашем digital-местонахождении подписчиков, зрителей, коллег. сделайте это не из паники, а на спокойном и уверенном желании лишний раз себя обезопасить и оставаться на связи в любых условиях.
  3. опять же, если ещё не сделали: отключите автообновление ПО и приложений на устройствах, особенно — Apple, скачайте всё необходимое, почистите память, заодно и отвлечетесь на механическое занятие.
  4. установите VPN. для Chrome можно этот или вот этот, еще такой есть (рекомендации на них подсмотрела у Вики Кобилинской, таргетолога, воспользовалась и сама). для мобильных устройств из бесплатных советую 1.1.1.1, Lantern, Windscribe, ProtonVPN; из платных — NordVPN, Outline (здесь стоит отдать должное Павлу Гурову).
  5. если вы — эксперт, подпишитесь на "ШТАБ" от Артёма Дюкарева и Натальи Жуковой, ссылочку сделала кликабельной.
  6. также настоятельно рекомендую изучить свежий подкаст Иры Подрез здесь.
  7. не забывайте про качественный сон, вкусную еду (в меру), оффлайн-общение с близкими, хорошее кино и книги, физическую активность и любое творчество.

вот, как-то так пока. что будет дальше — непонятно, но верим в лучшее.

(статья актуальна на 03.03.2022 и до изменяющих ситуацию новостей)

лирическое отступление —

планета не станет прежней. я против насилия и искренне желаю всем добрых, светлых проявлений и мирной жизни. делайте то, что можете, с тем, что имеете. включайте (иногда холодный) рассудок, отслеживайте свои эмоции и будьте здоровы.
нам с вами нужно адаптироваться к нынешним реалиям. нам с вами нужно продолжать работать, общаться, предпринимать дейстсвия.
нельзя останавливаться и прятаться в кокон.
будьте честными и сильными.

с любовью и светом, Мари