На юго-западной окраине Подольска, на высоком правом берегу реки Пахра стоит в запустении огромный классицистический дворец, окружённый остатками парка, теперь больше напоминающий лес, – это Ивановское - богатейшая в прошлом усадьба Подмосковья.
Первое упоминание в писцовых книгах об Ивановском как о вотчинном владении относится к 1627 году, в 1678 году селом владеет окольничий двора первых Романовых - Иван Иванович Головин, село получило название Ивановское по имени своего первого владельца.
Во второй половине 18 века Ивановским владел граф, фельдмаршал Михаил Федотович Каменский, но уже в конце 18 века имение переходит к графу Федору Андреевичу Толстому (1758-1849). Граф Толстой был видным государственным деятелем своего времени, тайный советник, сенатор, он также был известен в широких кругах как библиофил и собиратель редких книг и рукописей, член Общества любителей российской словесности, он собрал уникальную в своем роде библиотеку. Брат Федора Андреевича – Илья - дед русского писателя Льва Николаевича Толстого. Выгодно женившись на сестре миллионера, золотопромышленника Николая Дурасова Степаниде Алексеевне Дурасовой, Ф.А. Толстой отстраивает в Ивановском двухэтажный усадебный дом. И в конце 18 века силами нового владельца начинается становление усадебного ансамбля.
Как уже отмечалось, строится каменный двухэтажный главный дом усадьбы с двумя одноэтажными флигелями, вынесенными чуть вперёд по отношению к главному дому. На одной линии с домом возводится померанцевая оранжерея с залом для театральных представлений - все это - выращивание фруктов и экзотических растений, а также театральные представления - станет впоследствии визитной карточкой Ивановского почти на протяжении целого века.
Месторасположение театрального зала обозначалось полукруглым выступом на фасаде здания, обращенного к Пахре. При графе Толстом также был разбит ландшафтный парк в английском стиле, примыкающий к хозяйственным постройкам и тянущийся вдоль берега реки.
В 1818 году единственная дочь графа - Аграфена Федоровна Толстая (1799-1879) вышла замуж за генерала Арсения Андреевича Закревского (1783-1865), и новыми владельцами усадьбы становятся супруги Закревские.
Пожалуй, самыми известными владельцами Ивановского является именно семья Закревских. Расскажем о них.
Арсений Закревский по происхождению не был богат и знатен, он выходец из мелкопоместного дворянского рода Тверской губернии, получил военное образование, с 15 лет прошел путь от прапорщика до генерала. Был успешным в своей военной карьере, награждён золотой шпагой «За храбрость», участвовал в походах против Швеции, в русско-турецкой войне, в Отечественной войне 1812 года, отличился в битве при Бородино, а под Аустерлицем ранее спас жизнь своего полкового командира – генерала-майора, графа Николая Михайловича Каменского, сына фельдмаршала М.Ф. Каменского, и Каменский до самой своей смерти покровительствовал военной карьере Закревского. Боевые товарищи уважительно относились к Арсению Андреевичу, считали его трудолюбивым, скромным, честным, не способным к лести.
Грушенька Толстая же с детства росла в роскоши, она была единственным ребенком в довольно обеспеченной и родовитой семье. Браку их поспособствовал сам Александр I, очень уважавший Закревского и видевший в нем перспективного государственного деятеля, выгодной женитьбой он хотел помочь ему подняться выше по карьерной лестнице.
О паре этой в высшем свете ходили легенды. Но, несмотря на отсутствие у супругов пылких чувств и ходивших упорных слухах о множественных изменах Аграфены, им удалось прожить в браке всю жизнь.
В 1823 году А.А.Закревский становится генерал-губернатором Финляндии, с 1828 по 1831 годы являлся министром внутренних дел. Далее до 1848 года он 17 лет находился в отставке, именно в этот период он занялся обустройством усадьбы Ивановское. При Закревском, их с Аграфеной силами сложился тот вид усадебного комплекса, который мы видим и сейчас: усадебный дом становится трехэтажным, вмещавшим двести комнат - по площади и объемам это был один из крупнейших усадебных домов в то время. К главному дому пристраиваются изящные боковые корпуса-крылья. Флигели становятся двухэтажными, в их обработке использованы мотивы «палладийской» архитектуры. Флигели соединяются с главным домом крытыми переходами.
Опишем главный дом усадьбы. Рассчитанный на отражение в реке, на чудесную раму зелени, дом в Ивановском со стороны парка смотрелся очень стильно и выдержанно.
Основным элементом декора главного дома послужил шестиколонный портик коринфского ордера с высоким треугольным фронтоном, украшенным фамильным гербом Закревских (ныне утраченным), лоджиями и аркадами главного входа. Красив дом и со стороны реки. Он выгодно отражался в воде, со стороны реки был укреплен нарядной каменной террасой, сейчас утраченной. Высокий цокольный этаж придает постройке монументальность, а шестиколонный портик коринфского ордера -нарядность и величественность. Фасад со стороны Пахры полностью повторяет фасад дома, обращённый к центральному входу в имение.
Перед входом со стороны въезда раньше была большая круговая клумба с фонтаном в центре, украшенным фигурой умываюшейся женщины. Усадьба была соединена подземным ходом с каменным гротом; сейчас проход полностью завален, а грот разрушен. Утрачены, к сожалению, многие парковые павильоны, беседки, террасы и малые парковые скульптуры.
Но вернёмся к главному дому усадьбы. В центре второго этажа, считавшегося парадным, находится лепной зал в два света - в нем проходили балы и приемы, которыми так славились Закревские. Супругов объединяла страсть к праздникам, приемам, балам и торжествам, у них к этому имелись и достойные организаторские способности – это помогло им сделать свою усадьбу видным центром светской жизни Москвы.
Ивановское славилось и своими театральными представлениями. Театр в усадьбе Ивановское был одним из лучших усадебных театров Подмосковья и по своей роли в культурной жизни Москвы стоит в одном ряду с театром в Люблине, Архангельском и Останкине.
Период яркой театральной жизни пришелся на 40-50-ые гг. 19 века. Набирал популярность национальный репертуар, ставились также переводные пьесы и театральная классика. Театр в Ивановском развивался под большим влиянием Императорского Малого театра, актеры и режиссеры которого участвовали в усадебных постановках, что позволяло театру в Ивановском соответствовать духу времени и уровню профессионального театра. Так, театральный быт был отличительной чертой усадьбы, а писатель Болеслав Маркевич в своем романе «Четверть века спустя. Правдивая история», действия в котором разворачивались в 1850-ые гг. на фоне жизни обитателей усадьбы, писал о театре Закревских: «Вся Москва съезжалась сюда». В репертуаре усадебного театра значились: «Гамлет», «Горе от ума», модный в то время водевиль «Лев Гурыч Синичкин», а также популярная пьеса князя А.А. Шаховского «Казак-стихотворец», которую ставил режиссер и драматург Малого театра Сергей Петрович Соловьев. Сохранились его воспоминания о дне премьерной постановки «Казака-стихотворца», благодаря которым мы знаем, что 5 сентября 1850 г. после посещения Церкви Знамения в Дубровицах по окончании Ф.Ф.Рихтером реставрационных работ, в Ивановское заехали великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич Романовы. Аграфена Федоровна устроила великолепный прием, званый ужин, фейерверк, иллюминацию вдоль всего дома и сада, а также спектакль, срежиссированный Сергеем Соловьевым.
В 1848 году Арсений Андреевич Закревский становится военным генералом-губернатором Москвы. На этом посту он отличался строгостью и жесткими мерами. Будучи губернатором, он ограничил поток иногородних в Москву, стремился удалить из нее выходцев из деревень. Также он устраивал для москвичей балы, обеды и маскарады. При Закревском в Москве появилась новая традиция отмечать все знаменательные для истории России даты. Так, широко отмечалось 40-летие победы над Наполеоном в 1852 году, когда в свой дом на званый обед губернатор пригласил около 1000 ветеранов войны. Запомнился он и как рачительный хозяин: при нем уличные масляные фонари, которые сильно коптили, были заменены на спиртовые, а чтоб хитрые москвичи не воровали спирт, применил военную хитрость, разбавив спирт керосином. Его друзьями были поэт-партизан Денис Давыдов, генерал А.П. Ермолов, бывшие в усадьбе Ивановское частыми гостями.
Аграфена, или Агриппина, как сама себя на французский манер называла графиня Закревская, была известна как красивая, статная, эффектная, роковая женщина, а также и как очень добрая и эмоционально нестабильная женщина. Она очень сочувствовала всем, кто обращался с просьбами, не отказывала нуждающимся, много времени и средств тратила на благотворительность, долгое время занимала пост начальницы московских детских приютов. При дворе императрицы Александры Федоровны она была фрейлиной, в 1826 году получила орден святой Екатерины II степени за благотворительность.
Широко известна графиня Аграфена и своей красотой, яркой внешностью и свободой нравов. Известен портрет Аграфены Закревской кисти английского художника Джорджа Доу 1823 года, с этой работы сделал литографию в 1827 году Е.И. Гейтман. В рукописях Пушкина на полях поэмы «Полтава» сохранился сделанный Александром Сергеевичем рисунок, воспроизводящий позу графини Закревской с гравюры Гейтмана в зеркальном порядке.
Роман Аграфены и А.С. Пушкина длился четыре месяца с июня по октябрь 1828 года. Они были ровесниками, Пушкин был, конечно, очарован красотой Аграфены, которую называл ослепительной, мраморной красавицей, но и ее бойким характером, острым умом, и между ними сложились доверительные, дружеские отношения. Пушкин посвятил графине стихотворения «Портрет», «Наперсник», «Счастлив тот, кто избран своенравно», «Когда твои младые лета». Есть мнение, что в восьмой главе «Евгения Онегина» прототипом Нины Вронской также послужила Аграфена Закревская, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы».
Немногим ранее, в 1825 году Аграфене приписывали роман и с другим поэтом - Е.А. Баратынским, музой которого она была, ей также посвятил он ряд стихотворений, среди которых «Как много ты в немного дней», а также Закревская явилась прототипом главной героини поэмы «Бал»- княгини Нины. А друг Пушкина П.А Вяземский называл Аграфену Закревскую «медною Венерой». Характер и поведение Аграфены Закревской метко характеризует свидетельство князя А.В. Мещерского: «….она была женщина умная, бойкая, имевшая немало приключений, которым была обязана своей красотой».
Детей у Закревских не было довольно долго - в течение первых восьми лет супружества. Но в 1826 году родилась долгожданная единственная наследница - дочь Лидия (1826-1884), принесшая отцу много огорчений, но ради любви к которой он был готов пойти на все, даже на собственную загубленную карьеру.
В 17 лет Лидию выдали замуж за графа Дмитрия Карловича Нессельроде (1816-1891), из очень богатой, влиятельной семьи, отец которого был вторым после императора Николая I человеком в государстве, занимал пост министра иностранных дел. Но замужество это не задалось с самого начала. Лидия уехала за границу лечить нервы, в Париже у нее закрутился роман с Александром Дюма-сыном. По возвращении в Москву муж вернул Лидию в родительский дом, забрав себе их малолетнего сына, отказавшись дать ей официальный развод, так Лидия оказалась в положении «соломенной вдовы». Она продолжила вести вольную жизнь уже в родительском доме. Лидия Нессельроде известна как переводчик с французского языка пьес, которые успешно ставились на московских театральных сценах, - «Иоганн Пальма, живописец», «Не рой другому яму», «Три сердца» и другие, сама играла в пьесах. В возрасте 26 лет она познакомилась с князем Дмитрием Друцким-Соколинским, ставшим любовью всей ее жизни. Младше Лидии на 7 лет, Дмитрий из знатного, но не богатого рода. После шести лет отношений Лидия и Дмитрий решили тайно обвенчаться, отец, любивший Лидию, ради любимой дочери и ее счастья пошел на подлог - ведь по документам Лидия была замужем, он помог супругам оформить загранпаспорта и уехать за границу. После этого Закревский лично в письменном виде доложил это императору Александру II, происходило это в 1859 году. Синод признал брак недействительным, и Лидия с мужем могли жить только за границей. Конечно, после всего этого Арсений Андреевич был уволен со всех своих должностей, исключили его и из членства в Государственном совете. Это было еще мягким наказанием: в то время подобное было уголовно наказуемо, но император Александр очень уважал заслуги Закревского. После вынужденной отставки Закревские продали Ивановское дальней родственнице графине Софье Васильевне Келлер, и в 1861 году уехали навсегда в Италию, где поселились рядом с дочерью. Лидия и Дмитрий обрели супружеское счастье, у них родилось двое детей, спустя 17 лет в 1876 году им было разрешено вернуться на родину, детям дали фамилию отца, Лидия получила титул княгини Друцкой-Соколинской. В 1865 году А.А. Закревский скончался, он похоронен во Флоренции, рядом с ним похоронена и Аграфена, которая пережила мужа на 14 лет и умерла в 1879 году.
Итак, от Закревских имение Ивановское перешло к новым владельцам – графу В.Ф.Келлеру (1834-1906) и его жене С.Ф.Келлер (1837-1891). Урожденная Бобринская, Софья Васильевна была дочерью Василия Алексеевича Бобринского, декабриста, внука Екатерины II от отношений с графом Григорием Орловым. Софья Васильевна была фрейлиной при дворе, а в Ивановском выращивала в померанцевой оранжерее тропические растения и фрукты, которые поставляла к императорскому двору. Продолжила она и театральные сезоны в Ивановском, при ней театр был уже не домашним, а публичным, сохранились афиши, посещать спектакли в усадьбе могли жители Подольска и гости из Москвы, шли спектакли «Вицмундир», «Не в свои сани не садись» и другие. При Келлер в Ивановском уже устраивались не только театральные постановки, но и музыкальные концерты, так, известно о выступлении одного из лучших певцов Большого театра того времени, всемирно известного тенора Александра Михайловича Додонова. Однако дела с продажей фруктов не принесли Софье выгоды, напротив, она увязла в долгах, и по решению суда в 1870-х гг. в счет уплаты долгов имение по купчей перешло новым владельцам - семье Бахрушиных, известных в то время промышленников, фабрикантов, благотворителей, миллионеров, выходцев из старообрядческого купеческого рода из города Зарайска. В 1820-х гг. в Москве Бахрушины основали кожевенный завод, сафьяновую и перчаточную фабрику, суконную мануфактуру, а в 1875 году ими было основано «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей».
С 1894 года владельцем Ивановского был Александр Алексеевич Бахрушин, в 1903 году переписавший имение на сына Владимира, который умер раньше отца в 1910 году. При Владимире Бахрушине Ивановское становится летней резиденцией. В гостях у него часто жил и работал, писал Ивановский парк с натуры известный художник-символист Серебряного века Виктор Борисов-Мусатов, работы которого хранятся в том числе и в Третьяковской государственной галерее, так, картины «Реквием», эскизы для фресок «Летняя мелодия», «Последний день», «Под тенью сосен» - художник писал именно в Ивановском.
В 1916 году после смерти Александра Алексеевича Бахрушина Ивановское по его завещанию перешло безвозмездно Московской городской управе с капиталом в 200 000 рублей на открытие в бывшей усадьбе приюта для детей-сирот- это была последняя благотворительная акция Бахрушиных, славящихся благими делами.
Но революция внесла свои коррективы, и уже в 1917 году с марта по октябрь в бывшем имении заседал Совет рабочих и солдатских депутатов, а в 1919 году было устроено общежитие для рабочих из Петрограда, Риги, прибывших в Подольск работать на местном заводе. В годы Великой отечественной войны вплоть до 1980-х гг. усадьба была отдана под коммунальное жилье. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Ивановское признано памятником архитектуры конца 18 – начала 19 века. Но лишь в самом конце 1970-х в бывшей усадьбе начались реставрационные работы, они проводились силами местного ГПТУ-27, его учащимися, педагогами и администрацией при финансовой поддержке Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе, руководил работами Герой Социалистического Труда, директор Машиностроительного завода Алексей Арсентьевич Долгий (1907-1981), памятник которому есть в Ивановском парке. В 1987 году в здании Ивановской усадьбы был открыт Музей профессионального образования, который работал там до 2021 года, а сейчас закрыт.
Что представляет собой усадебный ансамбль Ивановское? Какие его здания и корпуса пережили столетия и доступны для взора до сих пор?
Конечно, это главный усадебный трехэтажный дом с боковыми крыльями, в котором до недавнего времени располагался Федеральный музей профобразования, благодаря чему сохранены частично и внутренние интерьеры дворца, например, оригинальный паркет, тосканские колонны в вестибюле, кованная лестница. Также два двухэтажных флигеля, соединенные в 1820-х гг. с главным домом переходом, в восточном флигеле находится Краеведческий музей г. Подольска. Сохранился дом управляющего, он же «чайный домик», единственный сохранившийся до наших дней парковый павильон, в котором работал филиал краеведческого музея Подольска: сделана экспозиция, повествующая о флоре и фауне местного края, с коллекцией бабочек, чучелами животных.
От бывшего здания померанцевой оранжереи и усадебного театра остались, к сожалению, лишь руины, опасные для посещения, – до их реставрации, похоже, так ни разу не дошел ход. У въезда в дом в обширный закрытый парадный двор сохранилась оригинальная металлическая решетчатая ограда в стиле ампир с каменными парадными воротами и пропилеями в центре, построенными в 1820-ые гг. и составившими все вместе единый гармоничный ансамбль, придающий законченное звучание всему усадебному комплексу. Пейзажный парк на берегу Пахры, разбитый в конце 18 века, в нем представлены самые разнообразные деревья, такие как липы (многие из них сейчас в высоту достигают более 20 метров), вязы - 30 метров в высоту, единичные ели, сибирские лиственницы (сохранилось лишь 5), ясенелистные клены, тополя, плакучие березы, конские каштаны.. Ныне усадьба и парк Ивановское остаются немыми свидетелями былых событий и прошлого великолепия, когда их хозяева устраивали здесь роскошные балы, торжественные приемы, феерические театральные постановки, на которые съезжались сливки московского общества, чтобы веселиться в гостях у московского губернатора Арсения Закревского и его красавицы-жены Аграфены-Агриппины…
Оригинал материла автора читайте на сайте издательства "Подмосковье":