Найти тему
103,9K подписчиков

Почему Османская империя к 1914 году стала «дружить с немцами»?

1,8K прочитали

Первая мировая война стала крахом не только для Российской империи. Не стало также Австро-Венгерской и Германской империй. Кроме того, в 1918 году было подписано Мудросское перемирие, которое уничтожило и разделило Османскую империю.

Османская империя когда-то угрожала существованию христианской Европы: турки штурмовали Вену, завоевывали Балканы, боролись за господство на Средиземном море.

Османская империя на пике могущества.
Османская империя на пике могущества.

Но к двадцатому столетию их «великолепный век» давно прошел. Турция терпела поражения в войнах с Россией, постепенно утрачивала контроль над балканскими славянами и регионами Северной Африки.

«Больной человек Европы», впрочем, всё ещё существовал. Более того, у османов находились «старшие партнеры», которые не позволяли окончательно покончить с султанами. Наиболее яркий пример — Крымская (или Восточная) война 1853 — 1856 гг. За османов тогда вступились англичане и французы, тогда как российский император Николай I фактически оказался в изоляции (Австрия и Пруссия заняли позицию недружественного нейтралитета).

Ситуация повторилась в 1878 году, после завершения очередной Русско-турецкой войны. В изоляции тогда окзался уже император Александр II. Посредником на конгрессе тогда оказался «железный канцлер» Германской империи Отто фон Бисмарк. И Россия вновь вынуждена была уступить.

Заседание конгресса в Берлине в 1878 году.
Заседание конгресса в Берлине в 1878 году.

Однако к 1914 году наметился «разворот» от прежней, довольно длительной, «англо-французской» османской внешнеполитической ориентации к «германской». Да, немцы уже во второй половине девятнадцатого века поставляли туркам оружие и даже помогали им политически (в свою пользу, разумеется, яркий пример — Бисмарк в 1878 году).

Тем не менее, Османская империя в 1914 году вступила, хоть и не сразу (поздней осенью, а не летом), в Первую мировую на стороне Германской империи. Подписав себе, фактически, «приговор».

И хотя вступление Турции в войну часто называют едва ли не случайным (рассказывая историю о прорыве «Гёбена» и «Бреслау»), де-факто османы к 1914 году зависели от немцев.

Германский линейный крейсер «Гёбен». Кстати, служил у турок аж до 1950 года.
Германский линейный крейсер «Гёбен». Кстати, служил у турок аж до 1950 года.

Началось это ещё в период правления султана Абдул-Хамида II. При нем населению было тяжко (а христиан вообще громили), но правитель опирался на армию. Которая строилась именно по прусскому образцу. Военная молодежь, обученная германцами, стала своеобразной «элитой нации» и зачастую мыслила по-немецки.

Пришедшие к власти потом, после 1908 года, младотурки (местные националисты) по-прежнему сохраняли отличные отношения с немцами, несмотря на «смену режима».

Дело в том, что Великобритания и Франция помогали султанам не за «красивые глаза»: взамен османы лишались территорий и собственного рынка. Тогда как немцы, при таких раскладах, казались более «выгодными» партнерами.

Османские военные на Первую мировую. Да, иногда им немцы «с барского плеча» даже штальхельмы выдавали.
Османские военные на Первую мировую. Да, иногда им немцы «с барского плеча» даже штальхельмы выдавали.

«Несмотря на коренные политические противоречия между консерваторами и младотурками-модернистами, стратегическая ориентация на Германию являлась общей чертой и правления Абдул-Хамида II, и младотурецкого режима...» (с) М. Озтюрк, А. А. Сотниченко. Стратегия Османской империи в Первой мировой войне.

Немцы изначально не особо воспринимали турок всерьез. Однако, на почве «борьбы с Россией» соглашение всё же было достигнуто (2 августа 1914 года). По-видимому, Германии не нужны были османские территории (хотя экономически именно она заняла место английского и французского капиталов), тогда как англичане считали иначе.

Так что османов не особо и стремились вытянуть из «немецкой сферы влияния», даже вопреки мнению некоторых турецких деятелей (полагавших, после неудачной Балканской войны, что этот конфликт точно станет для них последним). Османскую армию считали очень слабой. С другой стороны, немцам как раз дополнительный союзник в борьбе против России был очень даже выгоден.

Немецкие «военные специалисты» Отто Лиман фон Сандерс, Ганс Иоахим Будекке, и Освальд Бёльке в Турции, 1916 год.
Немецкие «военные специалисты» Отто Лиман фон Сандерс, Ганс Иоахим Будекке, и Освальд Бёльке в Турции, 1916 год.

Кстати говоря, на протяжении Первой мировой войны турецкие части всё сильнее попадали под влияние немецких военных советников. И, благодаря этому, могли даже одерживать победы (Дарданелльская операция для англо-французов завершилась провалом).

Но общая культурно-экономическая отсталость Турции (а также «замечательная» политика младотурок, вылившаяся в геноцид) делала её «самым младшим» партнером амбициозной Германии. Верхушка Османской империи сильно рисковала.

В случае победы Центральных держав Османская империя была бы де-факто сателлитом Германской империи. Ну а в случае поражения... мы знаем, чем это всё завершилось...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.