Второго февраля в 1943 году закончилась Сталинградская битва. А Лидочка родилась в 1945 г. и перенесла все невзгоды, выпавшие на долю детишек послевоенного Сталинграда.
Их семейство пыталось эвакуироваться из Сталинграда после очередного налёта фашистской авиации. На берегу Волги под снарядами тонули баржи и пароходы с людьми. В общей суматохе маменька старалась не потерять детишек, но толпа разделила их с батей. Что делать она не знала и решила вернуться назад к себе, надеясь, что папаша тоже придёт. Добирались сутки, спасаясь от взрывов бомб.
Все люди их района прятались в овраге на 2-ом километре, там где сейчас "Красные казармы". Её мать Катерина была тогда беременна третьим дитём, и в тот день 26 августа родила в балке четвёртую девочку Люсю. В момент родов в ущелье спустилась группа немцев выгоняя мужчин прятавшихся среди женщин:
- Рус Иван, иди воевать!
Офицер заметив роженицу с младенцем, приказал военному принести тёплый хлебный батон и термос с кофе. Он объяснил, что он врач и не хочет сражаться, дома у него осталось пятеро ребятишек.
Потом они из разрушенного городища отправились в сторону Морозовки. Навстречу им следовала колона немецких служивых. Ноги подгибались, дрожали, они брели из последних сил и не желали двигаться дальше. Хозяин жилья, где остановилась беженцы, предложил матери:
- Катерина, тебе не справиться с таким количеством детей, оставь старшенькую в воронке, война всё спишет.
- Как это так оставить? Ведь душа живая!- сказала она.
Вскоре умер грудной ребёнок недавно появившийся на свет. Они его завернули в лист жести и похоронили там же, в Морозовке. За прихваченные с собой немногочисленные вещички мама выменяла их на ведро лука, но его украла бывшая соседка и стала кричать, что сдаст её фрицам:
- Теперь вам конец, коммунисты! Наши пришли!
Полицаи услышали крики и слова: коммунисты, разволновались, но добрый хозяин жилища спрятал детей и их мамашу. Так они избежали расстрела.
При первой же возможности, они воротились в Сталинград. В сгоревшем до тла городе сохранилась целой их землянка, предусмотрительно построенная их отцом перед столкновением.
После освобождения Сталинграда жителям велели сообщать в органы о тех, кто высказывался против советской власти. Соседка укравшая лучок у них, пришла просить прощения и за те слова, что кричала в Морозовке. Матушка её простила.
Затем начались работы по восстановлению уничтоженного города. Родительница сильно заболела, не способна работать и ей не дали продовольственные карточки, хотя у неё ещё уцелело две девчонки. Она умирала. Между тем возвратился отец, вкалывал на аэродроме, и ему удалось купить молочную козочку, которая спасла всю семейку.
В детстве, когда Лиде было лет восемь, ей приснился страшный сон. Идут шеренгой люди в зелёной форме и строчат из автоматов в неё. Она ясно слышала грохот, а когда проснулась, увидела, что мама шьёт на ручной машинке.
Зимой её сажали в санки и с раннего утра мамуля шла с ней занимать очередь за хлебом или мукой. Папа подрабатывал шофёром и часто брал её с собой и она весь день ездила с ним на машине. Однажды он отошел по своим делам, а ей велел, никуда не отходить. В эти минуты к ней подошла незнакомая дамочка и сняла с неё пальтишко и варежки.
Ещё запомнилась ей набережная, где трудились пленные немцы. Им с родных мест присылали консервы с интересными крышками. Они играли на губных гармошках и как-то раз подарили ей такую. В зимнее время, были сильные морозы и ветра, Лида ходила в образовательное заведение в резиновых сапожках, придя в класс, она за партой теряла сознание от голода. Её приносили домой, а она не могла понять: как она оказалась у себя, ведь была в школе.
В учебное заведение она ходила с тряпочной сумкой, а сестрёнка с портфелем. Готова была все для неё сделать, лишь бы та изредка позволяла ей сходить с ним в школу. В семье появилось ещё двое малышей и жить стало ещё труднее. Двое ребят явились на свет у Лиды и их детство пришлось на 1990-е годы.
На работе по три месяца не платили денег, кормить было нечем, одеть не во что. Голод, разруха, карточки, всё вернулось на круги своя, как и в 1950-е годы. Чудом выросли дети. Теперь появились внуки и вновь угрозы и война. До каких же пор это будет?
Я знаю, что мысли материальны и если мы все будем читать молитвы на усмирение духа военных действий одновременно, то сила наших замыслов может материализоваться в реальности. Давайте попробуем!
Подписаться на канал и почитать статьи можно ЗДЕСЬ.
Вас ждут другие истории: