Обзор одной из самых важных групп в истории формирования экстремальной музыки. Napalm Death начинали как обычная, очередная подростковая панк-рок группа, основанная в 1981 году. Оригинальный состав группы был из деревни Мериден, которая находится между городами Бермингхем и Ковентри. Видимо в связи с этим группу частенько считают бирмингемской. Само название Napalm Death было вдохновлено каким-то фильмом ужасов. Лирика группы всегда была сильно политизирована, затрагивая такие темы как анархизм, анти-тоталитаризм, анти-капитализм и против крупных финансовых корпораций, анти-религиозность, а так же против любой формы дискриминации и различного рода социальных несправедливостей. На сегодняшний день у группы 16 студийных альбомов, а так же масса других релизов. Начиная с 90-ых состав группы постоянен, но вот до этого в группе засветилась масса различного рода людей. Более того, к моменту выхода дебютного альбома в группе уже не осталось почти что ни одного человека из оригинального состава. Чтобы статья не была чересчур громоздкой здесь будут рассматриваться только студийные полноформаты.
Scum (1987)
Исторически неимоверно важный релиз: первый грайндкор альбом, первый альбом с бластбитами, а если немного натянуть, то и первый альбом с полноценным гроулингом. Альбом наделал много шума, по разным причинам. Многих шокировала общая антимузыкальность и короткость композиций, иногда доходящей до абсурда. Уже давно не актуально, но тогда здешняя песня You Suffer вошла в книгу рекордов Гинесса как самая короткая песня в мире. Напалмы решили не тормозить и выпустили ещё в придачу самый короткий сплит в мире. Альбом так же стал шоком для метал-мира, в частности для американских трэшеров: в 1986 году Slayer выпустили свой Reign In Blood и пафосно заявили будто предел экстремальности достигнут, но уже в 1987 году выходит Scum и отправляет Reign In Blood на пенсию, при этом даже не имея никакого отношения к метал музыке. Подобно многим другим панкам, Napalm Death постепенно ускоряли и утяжеляли свою музыку, но именно напалмы зашли достаточно далеко чтобы панк вдруг стал экстремальнее метала, по крайней мере во второй половине 80-ых. Парадоксально, но Scum был коммерчески успешен и даже занял седьмое место в чарте инди релизов.
Альбом разбит на две половины, поскольку записывался двумя разными составами. В первой половине из оригинального состава остался только поющий басист Nicholas Bullen. Ударником был Mick Harris, ему приписывают создания термина грайндкор и его можно считать пионером бластбита. Гитаристом был Justin Broadrick, который хорошо известен по Godflesh – одной из самый первых групп в жанре индастриал метал. В 1986 году Nicholas и Justin покинули группу, остался только Mick. В группу приходят трое новых участников, двое из них в будущем станут знаменитыми благодаря другим группам: вокалист Lee Dorrian станет вокалистом дум метал группы Cathedral, а гитарист Bill Steer станет одним из основателей группы Carcass. Единственным малоизвестным участником тут является басист Jim Whitely.
From Enslavement To Obliteration (1988)
Второй и последний альбом напалмов в жанре классического грайндкора. В целом, альбом очень близок к своему предшественнику, только более целостен и более умело. From Enslavement To Obliteration это первый релиз с басистом Shane Embury – он присоединился к группе в 1987 году и является самым старым участником Napalm Death в современном составе. Альбом каким-то чудом занял первое место в чарте инди релизов.
Harmony Corruption (1990)
В плане музыки, третий альбом стал резким переобуванием на ходу под волну тогда коммерчески успешного дэт метала, в частности сильно напоминая звучание тогдашней флоридской дэт метал сцены. Новым вокалистом стал ныне всем привычный Mark Greenway, он пришел в группу в 1989 году. В группу так же пришли два новых американских гитариста – Mitch Harris (в 90-ом) и Jesse Pintado (в 89-ом). Релиз занял 67 место в чарте британских альбомов. Честно говоря, это мой самый нелюбимый альбом группы, у меня к нему острая неприязнь – мало того, что это совершенно не нужная попытка влиться в тренд, так это ещё и наверное один из худших образцов флоридского дэта, что я слышал. В прочем, у многих фанатов олдскульного дэт метала альбом пользуется популярностью.
Utopia Banished (1992)
В 1991 году к группе присоединяется барабанщик Danny Herrera, с тех пор состав Napalm Death больше никогда не менялся (если не считать сокращения числа гитаристов в далёком будущем). Четвёртый альбом стал своего рода компромиссом – группа вернулась к грайндкору, но и не ушла из дэт метала, таким образом став чем-то средним между первыми двумя и третьим альбомом коллектива. Utopia Banished не был первым дэтграйнд альбомом, но он был среди ранних релизов этого направления и имел не малое влияние. На мой личный вкус, альбом явно намного лучше своего предшественника, но тоже не из тех релизов которые я бы рекомендовал. Utopia Banished стал первым альбомом группы который попал в заграничные чарты – не только в Англии, но и в Нидерландах и Германии. Так же, начиная с этого альбома в творчестве напалмов изредка появляется бэк-вокал гитариста Mitch. Не заметить его практически невозможно, резкий скриминг крайне бросается в глаза (уши?) на контрасте с привычным гроулингом.
Fear, Emptiness, Despair (1994)
Жанровые метания продолжаются, напалмы вновь покидают территорию гринды и возвращаются к классическому дэт металу. Данный релиз принято считать самым неоднозначным релизом в карьере группы, пожалуй заслуженно. На мой взгляд, он в целом интереснее двух предыдущих, но тоже весьма сомнительный. Альбом не имел успеха на родине, но зато стал первым релизом группы который попал в американские чарты, а так же вновь попал в немецкие. Сильно поднять популярность как альбому, так и группе в целом помогло появление одной из песен в саундтреке к фильму Mortal Kombat 1995 года.
Diatribes (1996)
Напалмы вновь меняют звучание, но на этот раз они более постоянны – их новый стиль продержится на трёх альбомах подряд. Это можно смело считать самым мелодичным и трудно жанрово классифицируемым периодом группы: можно обозначить как дэтграйнд в перемешку с грув металом, некоторые быть может ещё заметят очень лёгкое влияние индастриала. Сказать, что Diatribes это сильный альбом это ничего не сказать – это одна из их самых лучших пластинок и в моём личном топе альбом стоит на втором месте. Начиная с этого альбома в творчестве напалмов изредка появляется бэк-вокал басиста Shane. Альбом попал в чарты в Англии и в Германии.
Inside The Torn Apart (1997)
Прямое продолжение идей Diatribes, ещё одна удачная и востребованная пластинка группы. Поговаривают будто редкие, короткие фразы чистым вокалом принадлежат ударнику Danny, но это не точно. Не смотря на свою годность, альбом почему-то стал первым релизом напалмов который не попал ни в какие чарты.
Words From The Exit Wound (1998)
В третий раз на тех же рельсах выехать не вышло. Не то, чтобы альбом чем-то откровенно плох, но в целом достаточно сер.
Enemy Of The Music Business (2000)
На своём девятом альбоме напалмы нарушили устоявшиеся традиции в рок/метал музыке и вместо того чтобы становится легче и более доступными для широкой аудитории они вдруг внезапно начали играть намного более экстремальное музло. Это дэтграйнд, но не как на Utopia Banished, и не совсем так как на дальнейших релизах. Вполне соответствуя своему названию, музыкальные сми отвернулись от напалмов и с тех пор они как-то выпали из радара метал-мейнстрима. Альбом недотягивает до интересности дальнейших релизов, но это определённо шаг вперёд после предыдущего.
Order Of The Leech (2002)
Десятый альбом, только здесь напалмы наконец-то окончательно нащупали своё типичное дэтграйнд звучание. С точки зрения музыки, здесь всё отлично. Более того, я бы поставил этот альбом на третье место в их дискографии. Но вот внутри группы у них начались проблемы: Jesse Pintado отказался принимать участие в записи альбома (но участвовал в написании пары песен), затем покинул группу в 2004 году, а в 2006 году и вовсе умер. Смерть наступила в результате отказа печени которую спровоцировала кома вызванная диабетом. К подобному исходу так же приложил руку алкоголизм. Замену ему искать не стали.
The Code Is Red... Long Live The Code (2005)
Про альбомы нулевых трудно много чего написать... это агрессивный и долбёжный дэтграйнд. Для долбёжного метала это сильные релизы, но особо больше сказать тут нечего. Последние две песни резко меняют звучание и на мой взгляд являются наиболее эпичным завершением альбома у напалмов. Собственно говоря, они эти два трека даже объединили в один для клипа ниже.
Smear Campaign (2006)
Продолжают наращивать мускулы брутальной долбы. Можно отметить мимолётное присутствие датской вокалистки Anneke Van Giersbergen на паре песен – примерно в то же время она начнёт своё сотрудничество с канадским прог металистом Devin Townsend и будет частенько появляется на его релизах. В плане концепта, это наиболее антирелигиозный альбом группы. Так же, Smear Campaign стал первой пластинкой со времён Diatribes которая попала в чарты, на этот раз только во Франции.
Time Waits For No Slave (2009)
Наиболее долбёжный альбом напалмов из всех, ни до, ни после настолько железобетонного месива у них уже не будет. Альбом попал в чарты во Франции, Германии и США.
Utilitarian (2012)
Четырнадцатый альбом напалмов я считаю лучшим в их дискографии, и чарты со мной (почти что) согласятся: аж 9 штук, 4 из них – американские. В чем секрет успеха? Наверное в том, что здесь есть много чего хорошего старого (преимущественно из периода нулевых), но и при этом достаточно много нового, появились некоторые эксперименты в звучании. У альбома имеются 4 разных версии, с разными бонусами.
Apex Predator – Easy Meat (2015)
Это всё ещё дэтграйнд, но это пожалуй самый близкий к классическому грайндкору релиз аж с самого From Enslavement To Obliteration. В принципе, альбом примерно так и можно описать – это как продолжение Utilitarian, только многократно больше гринды. У альбома вновь куча разных версий в связи с разными бонусами, и попал он аж в 11 разных чартов. Отдельно стоит отметить, что это впервые со времён Diatribes когда напалмы попали в чарты у себя на родине.
Throes Of Joy In The Jaws Of Defeatism (2020)
На мой взгляд, к своему шестнадцатому альбому группа всё же уже начала стареть и исписываться, длинная череда годных альбомов подошла к концу. В прочем, это только моё личное мнение, альбом попал в 8 разных чартов, причем большинство стран в том списке для напалмов появляются впервые. В частности, интересно то, что альбом попал в чарты Шотландии, но при этом не попал в британские.
Что в том числе интересно, так это то, что Napalm Death это группа с очевидно левыми политическими взглядами, но при этим они не попадают под типичных современных левых западного мира, так что из музыкального масс-медиа пространства они почти что вычеркнуты. Как пример, пока в 2020-ом все типичные левые кричали про блэк лайвс мэттер, напалмы были одной из тех групп кто подписал петицию о снятии ограничений на выступления на территории Британии, поскольку они убивают музыкальную индустрию. Практически уверен, что никто из читателей этого не знал, эту новость музыкальные сми естественно не тиражировали.
Napalm Death можно считать пионерами экстремального метала в той форме к которой все сегодня привыкли. Отличная группа, с может далеко не самой разнообразной, но с объёмной и весьма качественной дискографией. К тому же, на фоне большинства других долбёжных групп дискография напалмов крайне далека от предела однообразности, изменений внутри собственного звучания у них было не так уж и мало, что позволяет начать интересоваться группой людям с (относительно) разными музыкальными предпочтениями.
#музыка #рок #метал (музыка) #панк #обзоры