Сегодня мы опять гуляем по центру нашей столицы. Слышу, как возмущаются наши читатели – да что ж тут такого еще, мы уже ходили здесь! И все равно – давайте прогуляемся еще раз. Лишь потому, что именно здесь находится героиня нашего сегодняшнего рассказа, и именно об одном из ее создателей мы и поговорим. Но, для начала давайте узнаем, что же было на этом месте во времена оные, кто был ее предшественником по размещению в центре города? Потопали!
И первым будет очень красивое , одноэтажное здание, некогда снесенное здание штаба Туркестанского военного округа, размещавшееся очень близко к зданию Военного собрания, вошедшего в историю города, как ОДО. Располагалось сие замечательное здание на том самом месте, где ныне стоит музей Тимуридов, предшественником которого было фотоателье, возведенное здесь после сноса здания штаба округа. Дальше, по кругу, было возведено красивейшее банковское здание по проекту и под наблюдением талантливейшего архитектора Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана, правда, лишь в 1895-м году. Правда еще и в том, что дошло оно до нашего времени в несколько урезанном виде.
Дело в том, что еще в семидесятых годах прошлого столетия слева от основного корпуса возвышался еще один – жилой. Скорее всего, здесь была служебная квартира для семьи управляющего банком. Увы, по чьему-то нелепому распоряжению эта часть была разобрана, и на ее месте сегодня мы можем наблюдать лишь… фонтан и тротуар… Переходим дорогу в «неположенном» месте, и упираемся в здание, деятельность которого началась в далеком 1893-м году. Это было одноэтажное, но очень даже симпатичное зданьице, принадлежавшее еще одному финансовому учреждению – Волжско-Камскому банку, точнее, его ташкентскому отделению. Работало оно до 1917-го года, выдавая кредиты, проводя иные банковские операции.
Позднее оно было надстроено на один этаж (мода тогда была такая), и долгие годы принадлежало министерству торговли нашей республики. Сегодня эти здания тоже канули в Лету, но все дело в том, что стояли они практически на месте того здания, о котором мы сегодня расскажем. Итак, мы находимся рядом с гостиницей «Узбекистан». Предшественники ее, не особенно пострадавшие при землетрясении 1966-го года, были снесены в связи с решением правительства республики реконструировать центр города, да и не только центр.
Тогда-то и началась сия история, в конце шестидесятых. Задание на проектирование было поручено группе архитекторов - И. А. Мерпорту, Л. И. Ершовой и В. С. Рощупкину. Архитекторам удалось спроектировать не просто здание – это было очень необычное сооружение на прочнейшем железобетонном фундаменте, возведенное с помощью стальных профилей на высоту семнадцати этажей, видное в то время со всех сторон столицы. Группой архитекторов руководил коренной ташкентец Илья Аронович Мерпорт, родившийся в далеком 1917-м году. Только старые студенты политеха могут знать, что в этом институте был строительный факультет, в составе которого было архитектурное отделение.
Именно его и закончил будущий известный архитектор, которого уже в декабре 1941-го года призвали в Действующую армию. Учитывая, что молодой специалист имел высшее образование, после трехмесячных курсов лейтенант Мерпорт был назначен на высокую должность начальника штаба отдельного саперного батальона – должность, как минимум, майорская. Но молодой архитектор оказался на своем месте, чему свидетельством боевые награды, врученные ему за выполнение опасных заданий командования. А что такое - сапер, мы знаем не понаслышке.
В 1944-м году Илью Ароновича отзывают с фронта – нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, и направляют в Киевгражданпроект, где он и работал до самого возвращения в родной город в 1946-м году. Здесь, занимая высокую должность заместителя директора проектного института (не рискнул приводить полное название – уж больно оно длинное) герой нашего повествования становится кандидатом наук, и, «между тем», в содружестве с архитектором М.Ф. Кондаковой разрабатывает и реализует проект нового здания аэропорта, которое до недавнего времени, довольно сильно перестроенное, находилось рядом со зданием международного аэропорта.
Первоначально в этом здании, еще недавно считавшемся памятником архитектуры, размещались зал транзитных пассажиров, центральный пункт диспетчерской службы и кабинеты предполетной подготовки экипажей. Сейчас же на его месте всего лишь…автостоянка. На счету Ильи Ароновича числится не один проект – он создал и чайхану почетных стариков, и проект типовых жилых домов, реализованных при начале застройки чиланзарских пустошей, и реконструкция и благоустройство центрального сквера нашей столицы. Но, пожалуй, главными проектами его многолетней творческой жизни можно считать создание самой высокой на тот момент гостиницы, которую в народе ласково называют «Узбечкой».
Здесь и скоростные, по тем временам, лифты, и прекрасная отделка, и системы кондиционирования, и замечательное расположение здания относительно сторон света, что дало возможность применить систему солнцезащиты так, что даже кондиционеры не всегда нужно было включать. Для Ташкента это была своеобразная стройка «века», которая велась не один год. Бывало, в первоначальный проект приходилось по ходу работ вносить какие-то изменения, и архитекторы достаточно быстро производили расчеты и вносили корректировки в проект. Бывало, не хватало каких-то материалов, и Илья Аронович обращался к вышестоящему руководству для организации поставок всего запроектированного.
Было запроектировано буквально все – все мелочи, вплоть до стекла. Например, только в отделке гостиницы были использованы наш местный мрамор, найденный на территории республики ракушечник, с месторождений везли гранит и самые ценные породы дерева, а на «закуску» добавили роспись и витражи, резьбу по дереву и керамику, ну и, куда без нее – чеканку по металлу. Словом, это была если не царская роскошь, то хотя бы сильно приближенная к ней.
В это же время полным ходом шло и строительство нашей славной подземки – метрополитена. И одна станция прямо-таки прилегала к новой гостинице, так что Илья Аронович принял участие и в ее проектировании совместно с архитекторами М. Акрамовым и С. Шаппо, при непосредст- венном участии архитектора В. Нарубанского. Они спроектировали станцию колонного типа с островной платформой длиной чуть более ста метров. Применили подвесной потолок, чтобы скрыть железобетонные перекрытия, а в облицовке был применен наш, местный, газганский мрамор.
Причем, были свидетели того, что Илья Аронович придирчиво осматривал чуть ли не каждую плитку, и только после въедливого осмотра, если его все устраивало, «давал добро» на их применение. И, хотя станция получилась вроде бы немного темноватой, тем не менее, она является одной из самых привлекательных в нашем метро. Также, (при необходимости), на этой станции есть возможность развернуть метропоезд в ту, или иную сторону. Здесь нужно рассказать еще об одном увлечении этого чудесного архитектора и разносторонне развитого человека.
Он был очень даже недурным художником, и в свободное от работы время посвящал себя живописи. Илья Аронович принимал участие в нескольких художественных выставках, где его картины вызывали несомненный интерес у посетителей. Всего он написал боле сотни различных акварелей, которые и по сию пору украшают стены домов его детей, внучек и правнуков. Правда, находятся сии произведение искусства далеко от нас - на другом континенте.
В 1991-м году семья Мерпортов принимает решение переехать в город Бостон, где он продолжает работать и принимать участие в выставках. Увы, время все же властно над людьми, и 25 октября 2004 года, после долгой болезни Илья Аронович Мерпорт оставил сей бренный мир. Но он оставил нам на память ту самую, всем нам, ныне живущим здесь, и уехавшим, ту самую, памятную «Узбечку», которая стала одной из самых узнаваемых визитных карточек нашей столицы.
P.S. Наша Узбечка» была построена раньше, чем ее почти точная копия - гостиница «Космос», в Москве на ВДНХ