Семья и образование
Саркис Арутюнович Оганесян (Иоаннесян Сако Арутюнович) родился 3 марта 1884 г. в арцахском (карабахском) селе Карин так, в семье народного певца Уста Арутюна (185?-1923) и мастерицы карабахского коврового искусства тикин Анны.
В 1904 году Сако окончил Эриванскую духовную гимназию и переехал к отцу, который к тому времени уже жил в Тифлисе. Именно в период учебы в гимназии проявился талант художника, унаследованный от матери. Его навыки были оценены по достоинству, и дирекция семинарии поручила именно Сако оформление выпускной виньетки.
В 1907 году, Саркис, окончив Тифлисскую художественную школу, поступил в выпускной (Авартакан) класс Нерсисяновской семинарии, которая в истории Армении имела поистине революционное значение, дав армянскому народу целую плеяду деятелей в области искусства, литературы, политики, военного дела, медицины, музыки и др. Здесь будущий художник сближается с Ованесом Туманяном, Дереником Демирчяном, Анастасом Микояном, Азатом Манукяном, Арамаисом Ерзнкяном и другими яркими личностями эпохи.
Художник и педагог. Знакомство с Санкт-Петербургом
После окончания Нерсисяновской семинарии в 1908 году Саркис уезжает в Баку, где работает в качестве преподавателя математики и рисования в двух армянских гимназиях: женской – Рипсимэ и мужской – Месропян до 1910 года. В этом же году, для совершенствования своих знаний в области рисования и педагогики, он уезжает в Санкт-Петербург, где поступает на трехмесячные Учительские курсы при Академии художеств.
Перед ним открывается величие Северной столицы. Художник с большим вниманием изучает полотна великих художников,представителей Итальянской, Фламандской, Французской, Русской живописных школ всех времен. В то же время, с целью изучения творчества классиков изобразительного искусства и архитектуры он приобретает большое количество книг и иллюстраций. В дипломной работе С. Оганесяна - портрете натурщика, можно почувствовать влияние произведений Рембрандта, Леонардо.
Годы Революции
В 1917 году, в России грянула Великая Октябрьская Социалистическая революция. Ее волны докатились и до Закавказья. Не остался к ней равнодушным и молодой Сако. В том же 1917 г. он примкнул к революционному движению, руководимому в Баку С. Шаумяном. Будучи членом партизанского отряда «Арменикенд», подчас с риском для жизни, художник выполнял все порученные ему задания. Среди его соратников, бок о бок, сражающихся против меньшевиков и мусаватистов, были Анастас Микоян и Серго Мартикян. Вскоре по заданию Ревкома, в 1918 г., С. Оганесян командировался в Астрахань в качестве заместителя наркома по образованию Астраханской армянской общины, где также начал преподавать рисование до 1920 года.
Период установления советской власти
В период с 1919 по 1921 год, одна за другой устанавили Советскую власть Азербайджан, Армения и Грузия, объединившись впоследствии в единую Закфедерацию (ЗСФСР). В 1920 году С. Оганесян уезжает в Москву, где работает преподавателем рисования в Лазаревском институте. Спустя год он возвращается в Тифлис. К тому времени его отец, уста Арутюн, уже был парализован, а мать – тикин Анна – скончалась. Для Сако наступили тяжелые времена. 1921 год стал последним годом постоянного проживания в Тифлисе, так как жить в Тифлисе стало небезопасно: Грузия переживала переходный период, и большевистски настроенных жителей города преследовали, подвергали террору. В тот же период Армении нужны были передовые люди в области науки и образования. Стране, пережившей ужасы геноцида, смутное время революции, надо было встать на ноги, дать должное образование новому поколению создать широкую сеть школ, детских садов, ликбезов, просветительских учреждений. Первым председателем социалистической Армении - Александром Мясникяном (Мартуни), а также первыми наркомами просвещения - Асканазом Мравяном и Арто Егиазаряном в Армению были приглашены представители армянской интеллигенции, в числе которых Александр Таманян, Каро Алабян, Азат Манукян, Романос Меликян. Среди них был и Саркис Оганесян. 1921 год стал для Саркиса Арутюновича наиболее активным, плодотворным как в творческом, так и педагогическом плане. В качестве преподавателя рисования и черчения он работал в только что созданных первых трех городских школах – Мясникяна, Шаумяна и Горького. Он также был активно задейвствован в различных периодических изданиях – газетах «Хорурдаин Айастан», «Кармир мотцак» (Красный комар), «Анаствац» (Безбожник), детском журнале «Октемберик» (Октябренок), создавая иллюстрации и карикатуры к ним. В карикатурах он высмеивал все отрицательные явления и бюрократию, тормозящие строительство и развитие молодой республики.
Вскоре, как опытному художнику, ему поручили создание эскизов к этикеткам различных напитков, лекарств, банковских ассигнаций.
В том же 1921 году Правительством Армении был объявлен конкурс на создание Государственного герба и правительственных наград. Из представленных на конкурс эскизов Герба был принят вариант, представленный Мартиросом Сарьяном, для изготовления же Орденов Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, за подписью самого Ал. Мясникяна, были приняты эскизы С. Оганесяна.
1921 год ознаменовался также и тем, что усилиями трех мастеров живописи – М.Сарьяна, С. Аракеляна и С. Оганесяна в Эривани была основана Академия художеств. Параллельно с преподавательской деятельностью в Академии, Саркис Арутюнович преподавал в Опытно-показательной художественной школе, организованной одновременно с Академией. Среди его учеников были такие видные личности, как шелковод, агроном Асмик Габриелян, шекспировед, директор Института искусств АН Арм. ССР в 1960-80-е гг – Рубен Зарян, Заслуженный художник Арм. ССР Бабкен Колозян, бывший директор Национальной Картинной галереи Александр Тер-Габриелян, главврач поликлиники Литфонда Армении Бено Авагян, преподавательница рисования Римма Миракян, зав.отделом аспирантуры НАН РА Феликс Левонян и др.
Все в том же году Саркис Оганесян вновь уезжает в Тифлис, где со своими ближайшими соратниками – Романосом Меликяном, Азатом Манукяном и Ованесом Туманяном принимает активное участие в организации Армянского Дома работников искусства - Айартун – места, где армяне Тифлиса могли бы получить полноценное гуманитарное образование, слушать лекции и концерты. Сотрудничая с Туманяном в Айартуне, художник сделал немало иллюстраций к его произведениям… По рассказам сына Сако – Эмиля Оганесяна, Туманян, в знак благодарности и уважения, подарил художнику том своих произведений с дарственной надписью: «Иоаннесяну от Ованеса».
Создание семьи
В 1922 году в Эривани стали организовываться детские дошкольные учреждения. Саркис Арутюнович, с присущей ему энергией, включился в организационную работу как художник-оформитель и воспитатель по изобразительному искусству, начал обучать детей рисованию и лепке из глины и пластилина. Он также работал над наглядными пособиями для малышей (иллюстрированная азбука, альбомы-раскраски), декорациями для детских инсценировок, организовал живые уголки и т. п. Большую помощь ему в этом деле оказали дошкольник-методист Маруке Дургарян, педагог-художник Анушаван Погосян, композитор-педагог Азат Манукян и др.
В связи с этим необходимо упомянуть имя бывшей княгини Софьи Васильевны Аргутинской (Долгорукой), организовавшей в Тифлисе школу дошкольного воспитания в эти непростые для Закфедерации годы. Многие педагоги-дошкольники получили образование у нее. Среди них – организатор первого детдома в Эривани – Екатерина Тер-Григорян, воспитательница Детсада No-2 – Гоар Дадаян и др. В их числе была молодая воспитательница, впоследствии – заведующая Детсада No-2 – Тамара Габриелян. Именно она в 1924 г. стала женой художника.
15 июня 1925 года у них родился сын, названный с легкой руки близкого друга художника, литературного критика Арсена Тертеряна Эмилем, в честь французского классика литературы Золя. В последствие он стал одним из передовых энергетиков Армении, изобретателем первой в мире читающей ЭВМ «Маштоц», созданной им в 1962-63 годы.
Годы репрессий
В неспокойные 1930-е годы семья Оганесянов вновь оказалась в Ленинграде: супруга художника поступила в Педагогический Институт им. А.И. Герцена, на дошкольно-воспитательский факультет, который окончила в 1936 году с отличием. Согласно воспоминаниям Тамары Айрапетовны, ей и нескольким другим отличникам института в 1934 году было доверено стоять в составе Почетного караула у гроба соратника С. Оганесяна – С.М. Кирова. По возвращении из Ленинграда, неизвестно, по чьему доносу, С.Оганесян был арестован в первый раз, но вскоре, за неимением улик – выпущен.
Из-за тесноты, все больших задач, связанных с подрастающим сыном, в 1936 году, художник купил помещение сводчатого подвала на Садовой улице (ул. И.Лалаянца, ныне – Северный проспект), и начал строительство нового жилого дома с ателье на втором этаже. Завершить, однако, строительство не довелось: по неосторожности наркомзема Армении – Арамаиса Ерзнкяна, на выставку политкарикатуры попал дружеский шарж, где тот был нарисован голым на горе Арарат и, указывая в сторону Турции, восклицал: «Нам мало наших земель» . Это не ускользнуло от внимания турецкой разведки. Об этом было доложено Ататюрку, ну а оттуда до Лаврентия – рукой подать.
…В одну из сентябрьских ночей 1937 года в дверь дома Габриелянов (семья временно жила в доме жены художника) постучались двое в штатском и попросили Саркиса Оганесяна «на 5 минут». Эти «5 минут» превратились в вечность… В ту же ночь был схвачен и расстрелян - как и многие наши светлые умы — Арамаис Ерзнкян. Незадолго до этих событий Саркис Арутюнович организовал красочную выставку, посвященная 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина.
Недостроенный дом был реквизирован, супруга художника была объявлена «женой изменника Родины» и лишена своего места работы, за то, что не отказалась от мужа.
Страшная весть облетела весь город. В защиту художника встали его старейшие соратники по партизанской борьбе – Серго Мартикян, Маро Туманян, композитор Азат Манукян, Маруке Дургарян, революционер Симак Саакян. С негодованием они восприняли арест Сако. С их стороны были написаны сотни телеграмм, ходатайств, в адрес компетентных органов, однако, все они остались без ответа до далекого 1956 года, когда на XX Съезде КПСС Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым всенародно был разоблачен культ личности Сталина, а многие невинно осужденные, среди которых был художник Саркис Арутюнович Оганесян (Иоаннесян), были реабилитированы, к сожалению, посмертно.
Друзья
Саркис Оганесян имел много друзей среди интеллигенции старой Эривани. Это были его бывшие однокашники по семинарии, соратники по революционным кружкам, сотрудники по работе, художники, писатели, артисты, деятели науки – словом те люди, о которых мы часто читали и читаем в периодической литературе.
Есть, однако, и те, что оставили заметный след в истории Армении, но, волей случая, были преданы забвению. Память о многих из них сохранилась, благодаря зарисовкам С.Оганесяна с помощью еще здравствующих знакомых и друзей, помогающих определить, кому принадлежали портреты.
Саркис Арутюнович имел особенность – куда бы он ни шел, брал с собой карманный блокнот для рисования, карандаш и небольшой перочинный ножик в виде оранжевой туфельки. Дереник Демирчян, Аксель Бакунц, Егише Чаренц, Мартирос Сарьян, Микаел Мирзаян с семьей, Александр Таманян (…) – их лица были изображены на листках блокнотов Саркиса Арутюновича.
Художник садился за отдаленный столик и, незаметно для окружающих, делал наброски к предстоящим портретам посетителей уютного дворика персидской Голубой Мечети – излюбленного места встреч интеллигенции, шуточно провозглашенной «академией».
За открытый, прямой характер С. Оганесяна любили и уважали. Ближе всех художнику были поэт Егише Чаренц, архитектор Александр Таманян, композиторы Романос Меликян, Азат Манукян и Микаел Мирзаян, литераторы Арсен Тертерян и Рубен Зарян, наркомзем Арамаис Ерзнкян, дошкольник-методист Маруке Дургарян. Часто, во время встреч, в перерывах между беседами и обсуждениями вопросов образования и воспитания, Саргис Арутюнович играл на маленьком сазе и негромким мелодичным голосом начинал петь армянские, грузинские напевы, проявляя унаследованные от отца музыкальные способности. Художник также был близок с Варпетом – Аветиком Исаакяном. Их довольно схожая внешность порой наводила окружающих на мысль о том, что они братья–близнецы.
Теплые взаимоотношения у Саркиса Арутюновича установились и с прибывшим из Крыма в Эривань композитором Александром Спендиаровым. Художник очень любил музыку Спендиарова, часто слушал его «Крымские эскизы», «Эриванские этюды». По воспоминаниям Ольги Алтунян – сестры художника, как-то раз он повстречал Спендиарова, идущего домой с очередной репетиции. От взгляда не ускользнуло то, что правой туфли на ноге композитора не было, а вместо нее бечевкой была привязана рваная калоша. Без лишних разговоров Сако отвел композитора в ближайший обувной магазин и купил ему удобные мягкие туфли…
Творчество
Основные направления в творчестве Саргиса Оганесяна - графика и карикатура. Главное в рисунке – его правдивость, без прикрас.
Наиболее яркими тому примерами являются портрет В.И. Ленина, сделанный им в 1920 году в Москве во время выступления на партконференции и акварельный портрет Ованеса Туманяна, нарисованный художником в Тбилиси, в 1921 году.
В домашнем потертом халате и стоптанных домашних тапочках, сидя в кресле, в своем кабинете, изображен великий поэт Армении Ованес Туманян. Это его последний прижизненный портрет...
Известный композитор – художник Цовак Амбарцумян, близко знакомый с творчеством Саркиса Оганесяна, как-то заметил: «Рассматривая каждую портретную зарисовку Сако Оганесяна, первым долгом обращайте внимание на взгляд…» . Действительно, главное в портретном рисунке С. Оганесяна – это взгляд, раскрывающий сущность персонажей карикатур, подобно острому скальпелю.
Саркис Оганесян мастерски владел техникой орнаментальной акварельной миниатюры, которую можно сравнить с техникой филигранной вышивки, которой владела мать художника - тикин Анна. Разглядывая миниатюру, нарисованную художником, не сразу можно понять, что это не вышивка и не аппликация, а работа, целиком выполненная карандашом и акварелью. К подобному эффекту он обращался, рисуя ориенталистские зарисовки, оформляя страницы книг и журналов. Так был оформлен титульный лист к поэме Туманяна “Ануш”, созданы миниатюры с восточном стиле - «Саят-Нова» и «Персидский мотив», к сожалению оставшиеся неоконченными.
Акварели С. Оганесяна обладали объемностью, сравнимой с популярным в наши дни 3D эффектом, применяемым как в компьютерной графике, анимации, так и в рисунках многих современных художников.
С. Оганесяном были также созданы эскизы к декорациям для театральных постановок.
В 1929 году он сделал эскизы декораций к спектаклю «Пэпо», который должен был быть поставлен в недавно открывшемся театре имени Г. Сундукяна. Неизвестно, были ли использованы эти работы, но глядя на один из сохранившихся эскизов – интерьер комнаты Пэпо, сразу можно мысленно очутиться в той скудной обстановке, в какой была семья бедного рыбака: пустые шкафы, пара глиняных мисок и кувшин с водой, грубо сколоченные табуретки, старый комод, сундук с нехитрым приданым Кекел.
Свет, еле проникающий сквозь маленькие окошки дома, облупленные стены и потолок. У стены - широкая тахта с двумя узорчатыми подушками – мутаками, на стене – недорогие ковры – и здесь художник прибегает к излюбленной миниатюре и орнаменту. Это на первый взгляд контрастирует с бедной обстановкой комнаты, но и подчеркивает восточный колорит, разбавляя однотонность.
Из подобных эскизов к декорациям также сохранились гостиная и спальня Сейрана к спектаклю по пьесе Ширванзаде «Намус».
С. Оганесян в равной степени владел также техникой масляной живописи.
Примечателен диптих, созданный художником в 1924 году: «Севан ночью» и «Севан на заре». Оба пейзажа были выполнены в одинаковом ракурсе. Здесь можно заметить влияние русской классики. Так, например, «Севан ночью» явственно перекликается с «Ночью на Днепре» А. Куинджи. Картины обоих авторов имеют нечто родственное и с точки зрения замысла, и с точки зрения деталей ландшафта, неба и цветовых соотношений.
Совсем иной выглядит картина С. Оганесяна «Пикник». Выполненная широкими мазками, изображающая раздолье колхозного поля и группу людей, севших отдохнуть после работы. Здесь проглядываются уже черты стиля армянских художников более позднего поколения. В картине превалируют яркие краски. Контраст между изображениями переднего и заднего плана пейзажа дает возможность зрителю ощутить на себе палящий зной солнца на поле и прохладу далеких гор…
ЭКСПОЗИЦИИ
3 марта 1984 года в честь столетия художника, графика-карикатуриста Саркиса Арутюновича Оганесяна (Иоаннесяна) в Музее истории города Еревана в торжественной обстановке была открыта экспозиция, посвященная его жизни и творчеству. Этому предшествовала кропотливая работа сына художника – Кандидата математических наук Эмиля Оганесяна, связанная с реставрацией некоторых пострадавших от времени рисунков, идентификацией карандашных портретов, не подписанных художником, для чего были приглашены немногие оставшиеся в живых его младшие современники и ученики: Р. Зарян, Б. Колозян, Ц. Амбарцумян, Г. Тигранов и др. Большая помощь в организации выставки была оказана со стороны Министра культуры Гургена Аракеляна, Первого Зам. Министра культуры Марата Харазяна, Зам. Министра культуры Александра Тер-Габриеляна, Научного сотрудника Центрального Музея истории Армении, зав. отдела нумизматики Генриха Саркисяна, Директора Музея истории Еревана Аветика Паносяна, научного сотрудника Музея Норы Оганесян, тщательно составившей каталог произведений художника, сохраненных в подвале дома жены художника в период репрессий и, спустя примерно 50 лет, извлеченных оттуда.
При виде рисунков теплели глаза ветеранов и оставшихся современников художника. Глазам посетителей выставки предстали в своей скромной красе графические портреты Чаренца, Демирчяна, Ерзнкяна, Мравяна, Мясникяна – всех тех, кто вложил непосильный, но благородный труд в становление новой Армении.
Эта выставка была повторно организована в помещениях Дома журналистов, Дома-музея Ал. Спендиарова и Национальной картинной галерее, всегда оставляя теплые впечатления от посещения.
***
Надеемся, что найдутся энтузиасты-искусствоведы, усилиями которых имя художника Саркиса Арутюновича Оганесяна будет восстановлено и займет достойное место в истории изобразительного искусства Армении.
Благодарим за внимание!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
В тексте Использованы материалы из очерка С.Э. Оганесяна «Жизнь, отданная искусству».https://stihi.ru/2013/04/06/10326 Представленные в публикации картины защищены авторским правом. Любое незаконное использование представленных изображений и текста, противоречащее законам авторского права, преследуется законом. Использование отдельных составляющих представленного материала, без указания ссылок запрещено.Просьба: всегда указывать ссылку на текст или изображение.