Негр-шериф, женщина-грабитель и снайперские винтовки на Диком Западе. И расовое разнообразие? Да какое уж там разнообразие!
Компания, снявшая данную картину, основана Уиллом Смитом, и, собственно, подавляющее число картин с Уиллом в главной роли этой компанией и снято. Но, видимо, из солидарности по цвету кожи компания дает дорогу молодым с видением жанра с нужного, так сказать, угла.
Режиссер картины Джеймс Сэмюэл, что характерно для этого фильма, и сам темнокожий. И, в принципе, все бы ничего, но очень показательно, что по факту это его третий фильм. Причем один из них — это короткометражка про рэпера JZ. Но самое интересное, что стало для меня открытием: я думал, что феномен «чернокожего вестерна» — это какой-то уникальный случай! Но нет! Этот же человек в 2013 году уже снял вестерн «К рассвету они умрут», где белых практически нет.
На первый взгляд (но только на первый) фильм «Тем больнее падать» 2021 года является самым обычным вестерном, снятым по канонам этого жанра. Но сомнения начинают закрадываться очень быстро.
Расовый вопрос
Самый очевидный вопрос, который напрашивается в первую очередь: откуда в вестерне чернокожие стрелки? Но дальше все становится еще круче! В этом фильме практически все основные роли играют чернокожие актеры! И это, я хочу напомнить, США, судя по всему, времен до Гражданской войны, и ко всему прочему южные штаты. В то время рабство в США было нормой, и этого никто не стеснялся. Расовая же сегрегация продолжалась до 70—80-х годов XX века.
О каких стрелках может идти речь? Да, действительно, такой феномен существовал. Рабов-то было много, а когда их освободили, они смогли работать. На самой грязной и трудной работе. Пастухами.
Но в фильме-то они сплошь стрелки. Хорошие стрелки, и оружие у них не самое дешевое при мизерном доходе. Более того, там в одном из эпизодов есть город, полностью состоящий из чернокожих жителей. Белые, что характерно, показаны сплошь глупыми, изнеженными и бестолковыми.
Кстати, основной вал публикаций, проталкивающих тему, что чернокожие составляли до 25% состава всех ковбоев Запада, появился примерно в 2018—2019 году. Это как раз время разгона темы «критической расовой теории».
Мифический бандит
Кстати о такой персоне, как Нэт Лав. Это американский фольклорный персонаж, из которого в последнее время делают икону. Вроде он был стрелком, ковбоем и, возможно, даже федеральным маршалом США, но это не точно. Был он на самом деле или нет, а если был, то кем именно, однозначных ответов нет. Но ничего не делается просто так. После просмотра данного фильма многим и не придет в голову проверять факты.
Далее идем по мелочам. Оптический прицел на винтовке в одном из эпизодов. Такие прицелы появились уже ближе к 1980 году. А это уже конец эпохи Дикого Запада. О каких перестрелках ковбоев на улицах городов может идти речь?
Ну и в целом, как и во всех вестернах, там обычно очень много стреляют. Хотя патроны жуть какие дорогие были в те времена.
Ах да, женщина. Как вам женщина — предводитель грабителей, да еще и африканского происхождения? А в фильме такая есть. Я все понимаю. Феминизм, права женщин и прочее. Но зачем так нарочито искажать историю? Женщины-преступницы на Диком Западе действительно были, их имена известны наперечет. Чернокожих среди них нет.
И самый главный обман этого фильма. Как и многих вестернов в принципе. Масштабные перестрелки в городах. К моменту событий, происходящих в фильме, в США уже были законы, судебная система и силы правопорядка. Просто скакать по городам и палить из огнестрельного оружия никто бы не дал. Во многих городах оружие вообще изымалось на въезде в город.
Какой посыл можно увидеть в данном произведении? На фоне обострившихся разногласий в обществе США относительно отношения к правам определенных рас эта тема стала удачным поводом использовать в подуставшем жанре актуальную повестку. Есть реальные вопросы к востребованности этой повестки, но оставим это для финальной главы.
Подписывайтесь на канал, здесь я публикую выдержки из книги и статьи не вошедшие в нее.