Pannonia в СССР продавалась около 20 лет. Венгерские 250-кубовые мотоциклы встроились в нишу между «Восходами» и «ИЖами». Pannonia 250 Т5 имеет много нареканий, но и вполне за два десятилетия заслужила звания «Наш мотоцикл».
1. История
Барон Манфред Вейсс в 1897 году осовал на острове Чепель недалеко от Будапешта два комбината - сталелитейный и металлургический получившие название Weiss Manfred Acel- es Femmuvei Rt. (WM). Специализировалось предприятие на выпуске вооружения. К началу Первой мировой войны этот концерн занимал по выпуску промышленной продукции второе место в Австро-Венгерской империи и первое - в её венгерской части.
2. Послевоенное производство
После воины WM производили разнообразную «мирную» продукцию: сельхозоборудование, тракторы, автомобили, бытовую технику. С 1931 года в дополнение к велосипедам освоили выпуск мотовелосипедов. В 1947 году принято решение о выделении в отдельный завод мотопроизводства - Csepeli Motorkerekpargyar.
3. Откуда название?
С 1954 года у венгерских мотоциклов появилось название - Pannonia. Изначально - это имя провинции Римской империи, на части территории которой расположена современная Венгрия. Из вестный лингвист Юлиус Покорный выводит происхождение слова от праиндоевропейского корня реп - влага, вода, сырость.
4. О массовом производстве
Завод Csepeli Motorkerekpargyar с 1947 по 1975 год выпустил 689 039 мотоциклов, в том числе 250-кубовых - свыше 610 000 ма шин.
5. Экспорт
Масштабный экспорт мото циклов Pannonia в СССР начался с 1958 года. Всего Советский Союз закупил 287 000 мотоциклов этой марки, в том числе 250 тысяч - модели Т5.Кроме СССР, мотоциклы Pannonia экспортировали более чем в 40 стран мира, в том числе в США, Канаду, Францию, ФРГ. В больших количествах венгерские мотоциклы закупали Польша и ГДР.