О поджигателях и пострадавших
От редакции: публикуем вторую часть статьи «Международная обстановка: на лезвии бритвы».
Ближний Восток, щедро наполненный природными богатствами, всегда был местом напряженным. В конце XX века здесь разразилась Ирано-Иракская война 1980 — 1988 гг. В 1979 году Советский Союз ввел войска в Афганистан. То и дело разгораются войны между Израилем и арабскими государствами. Из последнего — вторжение США в Ирак в 2003 году и гражданская война в Сирии, начавшаяся в 2011 году, участниками которой стали почти все крупные державы.
Другая проблема региона — совсем недавнее феодальное прошлое большинства ближневосточных государств. Из-за этого влияние исламской церкви все еще велико, и его активно используют для поддержания антинародных теократических режимов.
Мы не будем вдаваться во все подробности современных военных конфликтов, поскольку они затрагивают огромное количество государств, но рассмотрим, что стало для них поводом и каковы их итоги.
2003 год — уже упомянутое вторжение в Ирак. В нем принимает участие коалиция из США, Великобритании, Австралии и Польши. Поводом стало якобы наличие оружия массового поражения у правительства Ирака. Такого оружия не оказалось, что позже подтвердили сами США, но Саддам Хусейн, бывший правитель Ирака, в действительности был связан с террористическими группировками. Итогом войны стала оккупация Ирака силами коалиции, создание марионеточного правительства с целью прибрать к рукам нефтяные месторождения. Теперь этими месторождениями, которые раньше были только в государственной собственности, владеют американские, британские, итальянские, китайские и даже российские компании. Главным торговым партнером Ирака стали США, а уровень безработицы в Ираке в 2020 году достиг 13,74%. С 2019 года там продолжаются ожесточенные столкновения протестующих с полицией.
Следующим крупным конфликтом, продолжающимся и сегодня, стала гражданская война в Сирии. Главными причинами ее начала стали рост безработицы, увеличение неравенства и гуманитарная катастрофа, к которой привела либерализация в сельском хозяйстве. Государство во время засухи прекратило субсидировать фермеров, из-за чего они массово начали разоряться, что спровоцировало голод в городах.
В 2011 году начались стихийные протесты, которые со временем переросли в гражданскую войну. Сторонами противостояния стали правительственные войска Башара Асада, так называемая «умеренная оппозиция», курдские сепаратисты и, чуть позже, террористические формирования исламистов. Сначала иностранные государства формально не вмешивались в конфликт, но с 2014 года под предлогом борьбы с террористами были введены войска западной коалиции под руководством США. А затем и российские войска.
Борьба с терроризмом на время стала объединяющей целью для двух держав. Но почти сразу, как только российско-сирийская и американские коалиции начали оттеснять исламистов, администрации РФ и США стали вести друг против друга информационную войну. США не скрывали своей поддержки «умеренной оппозиции», а Россия была приглашена самим руководством Сирии, за что и была обвинена в поддержке диктатуры.
Казалось бы, задача иностранных войск — борьба с исламским терроризмом, а гражданская война в Сирии — её внутреннее дело. Однако крупные державы считают иначе. И причина тут, как и водится, в ресурсах, а именно в богатых нефтяных месторождениях Сирии, часть из которых располагается на северо-востоке, подконтрольном проамериканской оппозиции. США начали ставить на нефтяных месторождениях свои военные базы, фактически, приватизируя их, строя свои НПЗ. Это незаконно, поскольку месторождения принадлежат правительству Сирии, но сила тут не на его стороне.
Не отстает и Российская Федерация: уже в 2019 году сирийский парламент разрешил российским компаниям добывать в Сирии нефть. Таким образом, приватизация сирийских месторождений осуществляется как с американской, так и с российской стороны, но разными методами. Несомненно, силовой захват месторождений Америкой наносит ущерб сирийскому государству, ведь падают его доходы. Но разве РФ не наносит такой же ущерб Сирии, приватизируя месторождения под благовидным предлогом?
США пытались оправдывать захват нефти угрозой террористов. В это можно было бы поверить, если бы силы коалиции не уничтожили террористические группировки в Сирии уже в 2019-2020 гг. А НПЗ строятся сейчас, в 2022 году. Колонны с нефтью вывозятся прямо сейчас. Санкции США на Сирию наложены прямо сейчас. Прямо сейчас войска США стоят на территории боевиков-оппозиционеров, а российские войска — на землях, подконтрольных Асаду, что не позволяет завершить военный конфликт, т.к. стороны не идут на уступки друг другу. И все это вместе лишь ухудшает положение народов Сирии.
И сирийское правительство, и оппозиция, и исламисты — все вытерли ноги о сирийский народ, преследуя свои корыстные цели. Да и за красивыми обещаниями иностранцев скрывалась не помощь сирийцам, а интересы частных корпораций. Гражданская война в Сирии уже стала основной причиной миграционного кризиса — за время войны страну покинуло более пяти миллионов человек, 600 тысяч погибли.
Идем дальше. 2020 год, Ливан — экономический обвал, крах национальной валюты. Тысячи людей резко оказались без средств к существованию, цены на продукты взлетели на 200%, создалась угроза голода. В 2021 году массовые протесты охватывают всю страну, новое правительство сформировать не удается, поскольку верхушка пытается при помощи новой администрации брать кредиты у Международного Валютного фонда, не меняя положение вещей. Страна стоит на пороге гражданской войны.
Сентябрь 2020 года — Вторая Нагорно-Карабахская война. Пограничные столкновения начались летом того же года. Азербайджан при поддержке Турции начал наступление на позиции непризнанной Нагорно-Карабахской республики, союзником которой выступает Армения, являющаяся членом ОДКБ, военного блока, куда входит и РФ. Острая фаза конфликта продолжалась до ноября 20-го года, после чего стороны приступили к переговорам при посредничестве России. Конфликт вновь начал обостряться уже в ноябре 2021 года и в вялой форме продолжается по сей день.
В ходе конфликта погиб не один десяток мирных жителей. Война сопровождалась националистическими настроениями с обеих сторон, в Азербайджане выходили на улицу сторонники «тотальной войны» против соседа, неоднократно схожие фразы говорили главы государств.
Азербайджан — поставщик нефти и газа в Турцию и Европу. Территория Карабаха и Армении — прямой путь в Турцию, сейчас же нефтегазопровод лежит в обход Армении через Грузию. Экспорт энергоносителей создает положительный торговый баланс, но страна зависит от импорта в остальных сферах экономики, а значит высоки цены на продовольствие. В последние годы особенно дорожают хлеб и мясо, не отстают и коммунальные услуги. При этом даже в лучшие годы зарплаты сотрудников нефтяной отрасли не устраивали рабочих. Нефтяной же кризис 2021 года привел к массовым сокращениям рабочих добывающей отрасли. По официальным данным, безработица в Азербайджане выросла до 7% в 2020 году, против 4,8% в 2019. Зато у семьи Алиевых, фактически руководящей страной, в активах крупный бизнес, включающий 26 офшорных компаний.
Армения до развала СССР была экспортирующей страной с профицитным бюджетом. Её электроника, военная продукция, текстильные и сельскохозяйственные товары были востребованы по всему Союзу, приходилось только ввозить сырье. В современной же Армении, с приватизированным народным хозяйством и разрушенными цепочками производства, сохраняется постоянный дефицит бюджета, для его покрытия берут кредиты у МВФ. По данным статистического комитета, уровень бедности в 2019 году достиг 26,4%. В 2021 безработными являлись 17% армян. Кризис последних лет спровоцировал массовые протесты и забастовки с требованиями выплаты заработных плат и улучшения условий труда.
Уход премьер-министра Никола Пашиняна, которого требуют протестующие, вряд ли исправит ситуацию, поскольку смена одного лица на другое в рамках все того же буржуазного строя приводит лишь к переделу собственности между миллиардерами.
Народы могут жить в мире, не разделенные границами государств, если хозяйство страны общенародное — это показала история. Но правящей элите, желающей богатеть на переделе собственности, это не нужно, потому что это подорвет господство их частных интересов.
Апрель 2021 года — война Израиля и палестинской исламистской группировки ХАМАС. Военный конфликт вырос из конфликта гражданского — в Иерусалиме израильские полицейские закрыли площадь у Дамасских ворот, не позволив палестинским жителям мирно провести досуг после Рамадана. После этого начались столкновения с полицией, переросшие в демонстрации по всей Палестине, которые жестко разгоняла полиция. Группировка ХАМАС ответила ракетными ударами, израильская армия — авианалетами, артиллерийскими обстрелами, введением наземных войск в Сектор Газа.
Ситуация в Палестине уже давно является напряженной. Власть с обоих сторон захватили националистические силы. Так, в Израиле действуют ультраправые группировки, имеющие связь с парламентскими партиями и выдвигающие лозунги «Смерть арабам». Палестина, не являясь, по сути, самостоятельным государством, разделена между разными группировками, наиболее боеспособными из которых сейчас являются исламистские радикалы, которые намереваются уничтожить Израиль.
Также, Израиль проводит планомерную политику выселения палестинцев из их домов в Иерусалиме. Причина в жилищным кризисе: количество вводимого жилья не удовлетворяет спрос, растут цены на недвижимость, поэтому государство заинтересовано как можно быстрее избавиться от «лишних» граждан. С этим же связано назначение новым премьер-министром Израиля Нафтали Беннета — ультраправого политика, бывшего бизнесмена, видящего только силовое решение конфликта.
Ну, и самым «горячим» событием Ближнего Востока, потрясшим мир в 2021 году, пожалуй, стал захват власти в Афганистане запрещенной на территории РФ террористической организацией «Талибан». Война с талибами продолжалась больше 20 лет, и это событие стало фактически ее завершением.
Наступление «Талибана» началось в мае 2021 года, как только США объявили о выводе войск из Афганистана. Уже в августе правительство Афганистана пало, был взят Кабул. Талибы заявили о создании Исламского Эмирата Афганистан.
Не совсем понятно, куда были вложены десятки миллиардов долларов США и ЕС, выделенных правительству Афганистана во время войны. Ведь никакой альтернативы пришедшим к власти религиозным фанатикам за 20 лет присутствия США в регионе людям предложено так и не было. Не создано ни промышленности, ни инфраструктуры. А повальная безработица и нищета поддержке правительства не способствуют. Неудивительно, что афганцы готовы заниматься чем угодно, будь то терроризм или производство опиатов, лишь бы заработать на кусок хлеба.
Интересна и реакция международного сообщества на приход к власти террористов, в частности реакция РФ.
Китай, например, сразу же выразил готовность вести диалог с талибами. Конечно, ведь главное, чтобы новые власти Афганистана, к тому же, враждебные к США, позволили провести транспортный коридор через страну и не создавали проблем на границе. А уж что там с населением — дело десятое.
Европейские «демократии», которые активно участвовали в военной операции в Афганистане, теперь боятся пожинать плоды собственной бестолковой политики. Ведь тысячи афганцев, пытающихся вырваться из нищеты и рабства, хлынут в том числе и в ЕС. Поэтому необходимо как можно активнее вести диалог с талибами, чтобы «предотвратить гуманитарные и миграционные кризисы».
Ну, а что Россия? В свое время президент Путин твердо сказал, что террористов будут «мочить» где угодно, и что важно останавливать их на дальних рубежах. Но в ситуации с «Талибаном» эти заявления, видимо, не работают, и запрещенные талибы даже были удостоены чести вести переговоры с С. Лавровым в Москве. А вслед за представителями власти подтянулся и бизнес: российские предприниматели уже приехали в Кабул обсуждать инвестиционные проекты. Ведь Афганистан — это буквально нетронутый кладезь полезных ископаемых, оцениваемый в триллион долларов. Можно догадаться, насколько бизнесу будет выгодно эксплуатировать местное население, ведь любые забастовки и протесты будут жестоко подавляться религиозными фанатиками.
Продолжение следует…