Найти тему

История комиксов: от пропаганды до цензуры и обратно.

Будучи российским ребенком, в далекие 90-е, комиксы казались мне чем-то фантастическим и удивительным. Найти их было тяжело, а те, что попадались в руки, казались невообразимой роскошью. Помню, как взял у друга "Парк юрского периода" и перечитывал его раз за разом, пока сгибы страниц не стали рваться. Потом мы с этим другом пытались делать "самиздат" и кидали друг другу свои "выпуски" в почтовый ящик. Позже с появлением интернета и возможностью прочитать любой комикс - интерес спал. Но и здесь были найдена положительная мотивация: комиксы на языке оригинала приятная возможность подтянуть и укрепить свои знания, благо для их чтения не требуется Upper Intermeddiate.

Я подготовил целый ряд статей на эту тему, но не знаю как они зайдут аудитории, поэтому если тема интересна, то подписывайтесь на канал и ставьте лайк, поскольку эта тема неисчерпаема, но публиковать ее я буду все же с некоторой периодичностью. И начну я, разумеется, с основ - с истории появления.

1897-1938

-2

Комиксы обязаны своим появлением политическим карикатурам и пропаганде. Изначально Супермен и Капитан Америка содержали в себе политический контекст и создавались по повестке дня. Однако самый первый в истории комикс представлял собой простой сборник произведений, опубликованных ранее в виде картинок, соединенных между собой смешной и короткой сюжетной линией. Этим изданием был «Желтый ребенок в квартире Макфаддена», изданный в 1897 году в Великобритании. Да, название, возможно, не самое удачное, а сам сюжет был построен на расовых стереотипах. Тем ни менее эти истории использовались для распространения дезинформации и пропаганды.

"The Yellow kids"
"The Yellow kids"

Тем ни менее, это проложило путь к стандартному формату, к которому мы все привыкли: красочные иллюстрации и глянцевые обложки, который начал тиражироваться в 1922 году. И только через 13 лет, в 1935 году предшественник DC – «National Allied Publications», начал создавать супергероев и привлекать тем самым более старшую аудиторию, благодаря более длинным сюжетным линиям и более сложными художественными работами. Однако более широкое влияние на поп-культуру комиксы смогли оказать только с 1950-х годов, когда производство стало массовым.

Комиксы "National Allied Publications"
Комиксы "National Allied Publications"

1938-1956

Этот период, более известен как Золотой Век, был отмечен буйной политической пропагандой в связи с Второй мировой войной. Капитан Америка появился в своей современной форме, под которой мы все его легко узнаем, а также появились Чудо-женщина и Супермен. Эти комиксы стали продаваться огромными тиражами.

Во время войны чтение комиксов резко возросло и стало не только привычным времяпрепровождением для мальчиков, но и стало мощным инструментом для вербовки молодых людей в армию. Правительство открыла для себя ценность комиксов, как средства массовой информации: через них увлекательно рассказывалось о победе США над нацистами, а поскольку комиксы рассматривались именно как непритязательная форма развлечения, то она идеально подходила американскому правительству для распространения патриотических, антинацистских и антияпонских идей, при этом не слишком приближаясь к настоящей пропаганде. Новый мировой порядок сделал героев и злодеев в комиксах идеальной техникой вербовки.

В этом смысле Капитан Америка занимал лидирующие позиции. Он уже публиковался до того, как США вступили в войну, и дебаты о том, следует ли американцам вступать в войну все еще были в самом разгаре. А поскольку появилась обложка, где Капитан Америка ударил Гитлера кулаком, то это сыграло, то это сократило нацистские настроения, которые тогда присутствовали в США.

-5

В 1944 году комиксы были настолько популярны среди мужчин-военных, что около 44% солдат называли себя заядлыми читателями комиксов. Супергерои, идущие по стопам Капитана Америки, стали олицетворением американских боевых действий во Второй Мировой войне и из-за этого их истории стали явными инструментами пропаганды. Это произошло в том числе из-за того, что Управление Военной Информацией создало Военный Совет Писателей – им были предоставлены офисы и редакторы. Как говорится: «Все для фронта – все для победы».

Это было благотворным явлением в период войны, поскольку основной целью вновь появившихся организаций было распространие антирасистских идеалов и идею международного сотрудничества через образ Организаций Объединенных Наций. Однако многие сюжетные линии имели неприятные последствия. На обложке All-Star Comics «This is our Enemy» изображены четыре всадника апокалипсиса, размахивающие нацистским флагом, в то время, как члены Лиги Справедливости смотрят на все это в ужасе. Федерика Барах, член WWB, сообщила, что ее дети неправильно поняли идею: они восприняли это как то, что расизм неизбежен, в то время как по задумке авторов они хотели показать, что расизм – это неправильно. Отчасти то, что некоторые задумки авторов были неправильно трактованы читателями, продажи комиксов про супергероев в послевоенный период упали, а их место заняли романтические истории, вестерны и ужасы.

-6

1956-1970

После того как психиатр Фредрик Уэртам опубликовал книгу «Соблазнение невинных», где утверждалось, что комиксы развращают умы молодых американцев, а такие персонажи как Чудо-женщина, Бэтман и Робин, и вовсе продвигают «гомосексуальные иделы» - цензура комиксов усилилась, а его самого вызвали для дачи показаний в Комитет Сената по делам несовершеннолетних.

Безумие цензуры и родительская паника заставили производителей комиксов отменить некоторые жанры не связанные с супергероями, а тираж про супергероев заметно сильно сократился. К тому же сюжетные линии стали менее сложными и политическими, участниками историй стали животные и знаменитости, которых сложно было обвинить в продвижении гомосексуальных идей.

К середине 1960-х годов произошел сдвиг в комиксах Marvel. Стен Ли создал сотрудничество между писателями и художниками и именно в этот период появились такие герои как Человек-паук, Халк и Фантастическая Четверка. Его комиксы имели более сложных персонажей, более мрачные сюжеты, а сами герои стали более узнаваемые и более востребованные.

Первый выпуск комикса про Человека-паука
Первый выпуск комикса про Человека-паука

1970-1985

Битлз, хиппи и рок-н-ролл в конце 1960-х также оказали влияние на индустрию комиксов. Сюжетные линии стали немного странными и инновационными. В этот период комиксы Marvel уже стали нарицательными, и организация Стена Ли создали даже свой каталог супергероев, чтобы конкурировать с DC.

Еще одним примечательным аспектом того периода стало более мягкое ограничение на насилие и политику. Большую популярность получил жанр ужасов, а также истории о том, как афроамериканцы пострадали от рук полиции – таким образом расизм, присутствующий в американском обществе осуждался, а не отрицался. Появились такие герои как Шторм и Черная Пантера, а сами комиксы углубились в изучение социальной политики своего времени, которая в тот момент не считалась мейнстримом.

-8

Таким образом у супергероев появились вполне человеческие проблемы, такие как алкоголизм и наркомания, а сам художественный стиль и повествования приобрели мрачные тона. Тот период в истории комиксов назвали «Темные века».

1985-1996

«Темный век» рисовался более темными тонами. Хорошим примером того времени можно назвать «Хранителей», отражающие разочарования в американском супергерое и появление более взрослых тем, которые становились популярными в среде.

Многие из этих повествования до сих пор популярны, особенно во вселенной DC – «Возвращение темного рыцаря», например. Тем ни менее в этот период продажи снова упали, что даже привело к банкротству Marvel.

Но также в тот период начинается рассвет графического романа – в ноябре 1996 года выпускается автобиографический роман Арта Шпигельмана «Маус» о еврейской семье, пытающейся выжить в оккупированной нацистами Польше.

-9

Эпоха Манги

В 1980-х мир захватил новый стиль – японские комиксы, более известные как манга. Манга в настоящее время имеет много разных стилей, но наиболее характерной чертой является черно-белая цветовая палитра и преувеличенные эмоциональные выражения.

Манга, как форма искусства, возникла из старых иллюстраций на дереве, которые присутствовали на протяжении всей японской истории. Современный стиль манги приобрел широкую известность только в 1980-х годах, когда Япония стала нарицательным с точки зрения международных технологий и развлечений.

-10

Один из самых универсальных типов иллюстрированного повествования, манга, как американские комиксы, продавалась исключительно детям, но позже чтобы охватить все аспекты человеческой жизни, появились ужасы, комедия, романтика и даже технические руководства и кулинарные книги. Если вам будет интересно, то можете оставить комментарий и я напишу, отдельную статью про историю манги.

1996-по настоящее время

Комиксы сегодня являются одними из самых популярных средств массовой информации в книжном мире, поскольку современные технологии позволили создать более демократичные выходы как для художников, так и для читателей. Основные издатели DC и Marvel на сегодняшний день являются гигантами индустрии и захватили почти все уголки развлечений, которые вы можете найти. Будем честны: трудно представить себе хоть один год за последние 10 лет, когда в кинотеатрах не было фильмов о супергероях.

Кроме того, в настоящее время художественные стили разветвились намного больше и если вам не нравятся супергерои, то вы обязательно можете найти себе что-то по своему вкусу или даже прочитать классические произведения адаптированные под графические романы («Дневник молодой девушки» Анны Франк).

Если тема вам понравилась, то можете подписаться на канал, потому как скоро я расскажу вам об истории андеграундного движения комиксов