История первых попыток британских инженеров создать танковый мостоукладчик на база танка Mark V** Bridgelayer
Наступление танков и кавалерии при Камбре в ноябре 1917 года остановилось по совершенно прозаической причине - германская армия подорвала мосты через каналы. Преодолеть относительно неширокую водную поверхность оказалось просто не на чем. На поле боя основным инженерным противотанковым сооружением - был ров или траншея. Британские тяжёлые танки от Mark I до Mark V были способны самостоятельно пересечь только трехметровую траншею. Для преодоления траншей и воронок на поле боя использовали с одной стороны фашины, как из тонких стволов дерева, как при Камбре, так и из брусьев типа Crib как при Амьене, с другой стороны старались удлинить опорную поверхность гусениц, создав удлинители для танков типа Tadpole и танки-стречи Mark 5*, Mark 5**, Mark VII и Mark VIII. Но для преодоления каналов это всё уже не работало. Королевские инженеры, получив в своей распоряжение несколько танков Mark V** создали боевую машину, которая сама возила с собой мост - Mark V** Bridgelayer
Mark V**/Тяжёлый танк Марк V Стар Стар 21-ft Canal Lock Bridge
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1919-1920
Кол-во выпущенных: 2-3
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/RE
Размеры: 9881x3910x2750 без мостовой конструкции +6,1 м мостовая конструкция
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 37-38 тонн
Экипаж: 8 + десант
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 8 km/ч
Вооружение: демонтировано (по умолчанию 2хOrdnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun )
Бронирование:12 -14 мм.
Где посмотреть: Mark V** - Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания
Задание, на которое смотрели в инженерном корпусе создавая мостовой танк, было крайне простым - нужны была мостовая конструкция, которая имела проходимость танка, несущую способность, что бы танк по ней мог переправиться через стандартный европейский канал, который был шириной 6 метров. Первую такую конструкцию разработал инженер Чарльз Эвард Инглис (Charles Edward Inglis), восходящая звезда инженерного корпуса Британии, создатель стандартного быстровозводимого саперного моста британской армии. Первая мостовая конструкция была испытана на базе танка Mark V* (Mark V Star), переданном для экспериментов военными.
В качестве моста использовалась простая конструкция из жестких швелеров длиной в 21 фут - или 6,4 метра. Мост в соответствии с длиной получил название 21 foot Canal Lock Bridge. Мост представлял собой два швелера, соединенные поперечинами, который просто укладывался на жесткие опоры по обоим сторонам канала. Первая конструкция укладки 21-футового моста была размещена на танке Mark V*, на крыше которого в районе задней командирской башенки было добавлено устройство для опускания моста в виде цепной тали с ручным приводом, которая и опускала сложную мостовую конструкцию. Ручная привод мостоукладчика, как и машины БРЭМ с рычным приводом был проостым, но очень медленным. И если в ходе войны и крайней необходимости его можно было запустить в производство, то для 1919-1920-х годов надо было придумать что-то более механизированное.
После подписания Компьенского перемирия все заказы на боевые машины были аннулированы, но новых танков Mark V** было выпущено всего 25 и из-них нельзя было сформировать однородный батальон. Оставив для вооружения танкового корпуса только танки Mark V и Mark V* танкисты от остальной техники постарались избавится, так не не менее 4 танков Mark V** были переданы в королевский Инженерный Корпус - Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)) и стали именоваться танками Королевских инженеров - RE Tanks. В качестве шасси для создания нового мостоукладчика были выбраны танки Mark V** male, на которые установили гидравлическую систему подъема моста и устройство его удержания.
Система удержания и укладывания моста представляла из себя сложную конструкцию, к которой видимо профессиональный конструктор свой карандаш не прикладывал. Треугольная рама крепилась к корпусу танка перед спонсонами и служила скорее всего для ограничения и исключения возможности падения конструкции на крышу танка. От привода через блок управлялась мощная прямоугольная рама, к которой через цепи удерживалась ещё одна рама, к которой же крепился мост 21-ft Canal Lock Bridge. Удерживаемый гидравлическим приводом мост, закрепленный на тросах опускался под собственным весом на место установки.
Главным отличием приспособления на шасси Mar V* и Mark V** было использование на двухзвездной машине вместо ручного механизма поднятия и опускания гидравлического. Гидравлический цилиндр на Royal Engeneer Tank. Mark V** был расположен горизонтально вдоль крыши, в отличие от Инженерного танка с крановой гидравлической установкой. Можно отметить, что предложенное Инглисом решение не в полной мере было "штурмовым" мостом, который можно было навести в любом месте. Британские сапёры рассчитывали, что мост Lock Bridge будет устанавливаться на месте или старого разрушенного например германскими войсками моста, с подготовленными берегами, или с использованием уже подготовленных берегов собственными сапёрами с использованием деревянных конструкций. Главным была возможность переправы по такому мосту именно танков, а у Mark V** боевая масса доходила до 35 тонн.
Испытания в конце 1918 года или в 1919-м прошли вполне успешно, мост укладывался и сам мостовой танк вполне по нему проезжал. На видео, хранящемся в Британской военном музее есть отрывок, показывающий демонстрацию Королевскими инженерами своих наработок (смотреть здесь) в том числе и переправе по мосту, уложенному с танка. На первый взгляд зрелище не для слабонервных, мастерство механика-водителя было главным в деле переправы. Но к концу войны довести до серии мостовые танки не успели, запланированные три батальона саперных танков так и не были созданы, а все наработки передали в созданное Экспериментальное мостовое отделение Королевских инженеров (Experimental Bridge Company (EMU) of the Royal Engineers) в Казармах Христчарх (Christchurch barracks) в Дорсете.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.
Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик
Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя
Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант
Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"
Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал
Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности
Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене
Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ
Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара
Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах
Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя
Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель
Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо
Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками
Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией
Путь танка. Часть 5.7. Mark V Snaketrack. Скоростной тяжёлый танк со змеиной гусеницей
О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:
Источники:
https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/1060000186
Mark V Tank Автор: David Fletcher, Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 178
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.
Tank Hunter: World War I - Craig Moore
The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001
A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.
Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022
https://en.topwar.ru/187237-shturmovye-mosty-armii-velikobritanii.html
https://www.thinkdefence.co.uk/the-inglis-bridges/
https://www.thinkdefence.co.uk/2011/12/uk-military-bridging-equipment-pre-wwii-equipment-bridging/