Найти тему
Remont1969

Путь танка. Часть 5.8. Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank. Универсальная машина разграждения

История создания первого образца универсальной машины разграждения на базе танка Mark V** - Royal Engeneers Tank

Для проведения ремонтных работ уже в 1917-м году в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции начали использовать навесные краны. Эти краны крепились к передней части корпусов гусениц танков Mark IV или Mark V. Грузы поднимались с помощью ручной тали. Танк при этом служил тяжелой основой и универсальным транспортом, который мог доставить кран в любую точку поля боя. А танки ломались и подбивались в любом месте, где они могли проехать. БРЭМ на танковом шасси имел такую же подвижность, что и сам танк и мог помочь эвакуации или ремонту боевой машины. Но ручная таль была не самым мощным инструментом, военные хотели инженерную машину, которая могла работать с большими весами и выполнять больший объем работ. Созданием такой техники занялись в Королевском корпусе Инженеров - Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).

Royal Engeneers Tank. Mark V** 10516 без навесок в ходе демонстрации возможностей инженерного корпуса, на заднем фоне Royal Engeneers Tank. Mark V** Мостоукладик
Royal Engeneers Tank. Mark V** 10516 без навесок в ходе демонстрации возможностей инженерного корпуса, на заднем фоне Royal Engeneers Tank. Mark V** Мостоукладик

Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank/RE Tank/Танк королевских инженеров

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918-1919

Кол-во выпущенных: 1

Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).

Размеры: 9881x3910x2750 без крановой конструкции

Ширина трака: 673мм

Боевая масса: 37-38 тонн

Экипаж: 3-4

Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp

Скорость: 8 km/ч

Вооружение: демонтировано (по умолчанию 6 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun )

Бронирование:12 -14 мм.

Где посмотреть: Mark V** - Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания

Последним танком разработки Вальтера Вилсона, который выпускался серийно в Британии, стал танк Mark V** (Mark V Star Star). Эта боевая машина была готова у производству осенью 1918 года и британские военные готовили её к реализации наступательного Плана 1919. Конструктивно танк Марк V Cтар Стар стал своеобразной "работой над ошибками", которые накопились за три года выпуска боевых машин типа "ромб" и которые было понятно, что нужно исправить по итогам боевого применения. Танк имел плотно скомпонованную в кормовой части трансмиссию с мощным двигателем конструкции Рикардо, удлиненный бронекорпус для преодоления противотанковых рвов, удобное управление, функциональное разделение танка на отделение управления, боевое и моторное. Но при этом танки с двумя звёздами оставались теме же уже привычными для военных "ромбами". Танки пошли в серийное производство только в октябре 1918-го года и на фронт уже не попали. Всего было выпущено 25 боевых машин.

Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли БРЭМ
Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли БРЭМ

После подписания Компьенского перемирия все заказы на боевые машины были аннулированы. Так как танков Mark V** было выпущено всего 25, из-них нельзя было даже сформировать однородный батальон, как это обычно делалось в танковом корпусе. По крайней мере 4 танка были переданы в королевский Инженерный Корпус - Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)) и стали именоваться танками Королевских инженеров - RE Tanks. На базе танков было создано несколько инженерных машин, одной из которой являлась машина, которую можно описать как УБИМ - Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ) - инженерный танк имеющий возможности БРЭМ - бронированной ремонтно-эвакуационной машины, ИМР - инженерной машины разграждения и БМР - бронированной машины разминирования. Для этого на крышу танка было установлено гидравлическое устройство, которое перемещало крановую стрелу. Технические возможности такого "крана" были существенно выше, чем у машин с ручными талями. На испытаниях танк легко поднимал 15-ьи тонный тягач Даймлер-Фостер и демонстрировал возможность поднятия и переноски тяжёлых конструкций. Есть неопределенность с датами создания этих машин, самая ранняя дата указывает на конец 1918-го года, но она кажется ошибочной, так как вряд ли за один-два месяца что то можно было сделать на базе танков, производство которых только началось. Более вероятным видится 1919-1920-й годы, уже за пределами Первой мировой войны.

Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли ИМР.
Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли ИМР.

Для работы в качестве УБИМ был использован пулеметный танк Mark V** female с серийным номером бронекорпуса 10704. Крановая конструкция выглядела так, как будто заводские конструктора не прикладывали своих знаний к её создания - треугольная стрела, расположенная в носовой части танка и закрепленная на гусеничных корпусах танка, вспомогательная стрела, которая перемещалась цепью от длинного гидравлического цилиндра, прикрепленного к задней части танка, плюс несколько дополнительных опор и растяжек. Королевские инженеры отвечали за мостостроительство и у них в голове была только надежность, а не красота или технологичность.

Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли БМР
Royal Engeneers Tank. Mark V** в роли БМР

В дополнение к использованию в качестве БРЭМ и ИМР, Royal Engeneers Tank был испытан и в качестве БМР - боевой машины разминирования. На стрелу подвешивался тяжёлый каток, который должен был осуществлять траление не только пехотных, но и танковых мин. Достаточная масса танка и катка принципиально делало такое решение вполне приемлемым и реализуемым и в боевых условиях. Основным ограничением использования решения Royal Engeneers Tank на шасси Mark V** была его немасштабируемость. Подготовленные приспособления можно было использовать только на танка типа Mark V Star или Mark V Star Star. Сами со себе шасси были дорогими , и британские военные не собирались продолжать развивать тематику "ромбов" и эксперименты по ремонтным машинам и мостоукладчикам, так и остались экспериментами, возродившись уже на новой технической базе уже ближе ко Второй мировой войне.

-5

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.

Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.

Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.

Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя

Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.

Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре

Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант

Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"

Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал

Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности

Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене

Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ

Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара

Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах

Путь танка. Часть 4.13. Mark II. Двойка превращается в пятерку. Испытательные стенды для новых трансмиссий

Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя

Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв

Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель

Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо

Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту

Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками

Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией

Путь танка. Часть 5.6. Mark V Crib Trench Crossing. 1918. Танк-путепрокладчик, теперь и на базе "пятерки"

Путь танка. Часть 5.7. Mark V Snaketrack. Скоростной тяжёлый танк со змеиной гусеницей

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

Источники:

https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/1060000186

Mark V Tank Автор: David Fletcher, Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 178

Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев

Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,

Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.

Tank Hunter: World War I - Craig Moore

The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001

A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.

Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022

https://en.topwar.ru/187237-shturmovye-mosty-armii-velikobritanii.html

https://www.thinkdefence.co.uk/the-inglis-bridges/

https://www.thinkdefence.co.uk/2011/12/uk-military-bridging-equipment-pre-wwii-equipment-bridging/