История создания первого образца универсальной машины разграждения на базе танка Mark V** - Royal Engeneers Tank
Для проведения ремонтных работ уже в 1917-м году в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции начали использовать навесные краны. Эти краны крепились к передней части корпусов гусениц танков Mark IV или Mark V. Грузы поднимались с помощью ручной тали. Танк при этом служил тяжелой основой и универсальным транспортом, который мог доставить кран в любую точку поля боя. А танки ломались и подбивались в любом месте, где они могли проехать. БРЭМ на танковом шасси имел такую же подвижность, что и сам танк и мог помочь эвакуации или ремонту боевой машины. Но ручная таль была не самым мощным инструментом, военные хотели инженерную машину, которая могла работать с большими весами и выполнять больший объем работ. Созданием такой техники занялись в Королевском корпусе Инженеров - Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).
Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank/RE Tank/Танк королевских инженеров
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1918-1919
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).
Размеры: 9881x3910x2750 без крановой конструкции
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 37-38 тонн
Экипаж: 3-4
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 8 km/ч
Вооружение: демонтировано (по умолчанию 6 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun )
Бронирование:12 -14 мм.
Где посмотреть: Mark V** - Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания
Последним танком разработки Вальтера Вилсона, который выпускался серийно в Британии, стал танк Mark V** (Mark V Star Star). Эта боевая машина была готова у производству осенью 1918 года и британские военные готовили её к реализации наступательного Плана 1919. Конструктивно танк Марк V Cтар Стар стал своеобразной "работой над ошибками", которые накопились за три года выпуска боевых машин типа "ромб" и которые было понятно, что нужно исправить по итогам боевого применения. Танк имел плотно скомпонованную в кормовой части трансмиссию с мощным двигателем конструкции Рикардо, удлиненный бронекорпус для преодоления противотанковых рвов, удобное управление, функциональное разделение танка на отделение управления, боевое и моторное. Но при этом танки с двумя звёздами оставались теме же уже привычными для военных "ромбами". Танки пошли в серийное производство только в октябре 1918-го года и на фронт уже не попали. Всего было выпущено 25 боевых машин.
После подписания Компьенского перемирия все заказы на боевые машины были аннулированы. Так как танков Mark V** было выпущено всего 25, из-них нельзя было даже сформировать однородный батальон, как это обычно делалось в танковом корпусе. По крайней мере 4 танка были переданы в королевский Инженерный Корпус - Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)) и стали именоваться танками Королевских инженеров - RE Tanks. На базе танков было создано несколько инженерных машин, одной из которой являлась машина, которую можно описать как УБИМ - Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ) - инженерный танк имеющий возможности БРЭМ - бронированной ремонтно-эвакуационной машины, ИМР - инженерной машины разграждения и БМР - бронированной машины разминирования. Для этого на крышу танка было установлено гидравлическое устройство, которое перемещало крановую стрелу. Технические возможности такого "крана" были существенно выше, чем у машин с ручными талями. На испытаниях танк легко поднимал 15-ьи тонный тягач Даймлер-Фостер и демонстрировал возможность поднятия и переноски тяжёлых конструкций. Есть неопределенность с датами создания этих машин, самая ранняя дата указывает на конец 1918-го года, но она кажется ошибочной, так как вряд ли за один-два месяца что то можно было сделать на базе танков, производство которых только началось. Более вероятным видится 1919-1920-й годы, уже за пределами Первой мировой войны.
Для работы в качестве УБИМ был использован пулеметный танк Mark V** female с серийным номером бронекорпуса 10704. Крановая конструкция выглядела так, как будто заводские конструктора не прикладывали своих знаний к её создания - треугольная стрела, расположенная в носовой части танка и закрепленная на гусеничных корпусах танка, вспомогательная стрела, которая перемещалась цепью от длинного гидравлического цилиндра, прикрепленного к задней части танка, плюс несколько дополнительных опор и растяжек. Королевские инженеры отвечали за мостостроительство и у них в голове была только надежность, а не красота или технологичность.
В дополнение к использованию в качестве БРЭМ и ИМР, Royal Engeneers Tank был испытан и в качестве БМР - боевой машины разминирования. На стрелу подвешивался тяжёлый каток, который должен был осуществлять траление не только пехотных, но и танковых мин. Достаточная масса танка и катка принципиально делало такое решение вполне приемлемым и реализуемым и в боевых условиях. Основным ограничением использования решения Royal Engeneers Tank на шасси Mark V** была его немасштабируемость. Подготовленные приспособления можно было использовать только на танка типа Mark V Star или Mark V Star Star. Сами со себе шасси были дорогими , и британские военные не собирались продолжать развивать тематику "ромбов" и эксперименты по ремонтным машинам и мостоукладчикам, так и остались экспериментами, возродившись уже на новой технической базе уже ближе ко Второй мировой войне.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.
Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик
Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя
Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант
Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"
Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал
Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности
Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене
Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ
Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара
Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах
Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя
Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель
Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо
Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками
Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией
Путь танка. Часть 5.7. Mark V Snaketrack. Скоростной тяжёлый танк со змеиной гусеницей
О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:
Источники:
https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/1060000186
Mark V Tank Автор: David Fletcher, Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 178
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.
Tank Hunter: World War I - Craig Moore
The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001
A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.
Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022
https://en.topwar.ru/187237-shturmovye-mosty-armii-velikobritanii.html
https://www.thinkdefence.co.uk/the-inglis-bridges/
https://www.thinkdefence.co.uk/2011/12/uk-military-bridging-equipment-pre-wwii-equipment-bridging/