8 сентября 1896 года яхта "Штандарт", построенная в Копенгагене(Дания), не завершив ходовые испытания, приняла на борт императора Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты "Полярная звезда" — ушла в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба "Штандарта". Изначально наименование "Штандарт" было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя носили несколько кораблей Российского императорского флота до 1917 года — "Штандарт" фрегат, 1703; "Штандарт" фрегат, 1824; "Штандарт" яхта, 1857 и последним из них была данная императорская яхта.
"Штандарт" имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 метров, ширину 15,8 метра, осадку 6,6 метра, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Вооружение — восемь 47-мм орудий. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень "Штандарта" украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла. Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от "Полярной звезды". Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон — березой, столовой — ясенем, а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, Германский император и Президент Франции. В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту "Штандарта". На нём трижды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время манёвров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота; он заходил на борт во время встречи российского и немецкого императоров в июле 1907 года в Свинемюнде, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте "Hohenzollern" на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.
В августе того же 1912 года Николай II принимал на "Штандарте" и вёл дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре. После чего "Штандарт" был отправлен на Франко-Русский завод для капитального ремонта. Но Николаю II на отремонтированной яхте уже не довелось побывать.
В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт. Весной 1918 года "Штандарт" участвовал в "Ледовом походе": тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1918 году потерявшая гвардейский статус и переименованная в "18 марта" (в память о первом дне Парижской коммуны), яхта была законсервирована и надолго встала на прикол в Военную гавань Кронштадта.
В 1933 - 1936 годах на заводе имени Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и, приказом командующего Морскими силами Балтийского моря Льва Михайловича Галлера от 22 января 1934 года, переименован в "Марти". 25 декабря 1936 года "Марти" официально вошел в состав Краснознаменного Балтийского Флота. На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль. В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж "Марти" завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника. В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, "Марти" принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза. Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей. 3 апреля 1942 года, одним из первых на флоте, удостоен звания "Гвардейского".
В 1948 году, после публикации в газете "L’Humanité (Юманите)" статьи Андре Марти с критикой в адрес ВКП (б) и лично Иосифа Виссарионовича Сталина, вновь сменил название на "Ока", переоборудован в плавказарму, а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Некогда бывшая императорская яхта "Штандарт" была разобрана на металл в середине 1960-х годов.