Православная Церковь всегда устраивала Свою жизнь посредством Соборов. Это и есть православный дух: в Церкви должен действовать Священный Собор, а в монастырях — собор старцев. Предстоятель Церкви и Собор должны принимать решения вместе.
Настоятель или игуменья монастыря должны принимать решения только вместе с Духовным Собором обители. Предстоятель Церкви — первый среди равных. Православный патриарх — это не папа, он имеет ту же самую степень священства, что и прочие иерархи. Вот папа — это да — он "фигура иного разряда". Он восседает высоко, а остальные целуют ему ногу.
Вы читаете отрывок из первого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке». Ссылки на бумажные и электронные книги преподобного Паисия Святогорца в конце статьи
Но православный патриарх это не римский папа, он сидит вместе с другими иерархами и совместно с ними принимает решения. И настоятель или игуменья монастыря в отношении остальных членов Духовного собора — тоже первые среди равных.
Предстоятель Поместной Православной Церкви не может делать всё, что ему взбредёт в голову. Одного архиерея или члена собора старцев Бог просвещает в отношении чего-то одного, другого — в отношении чего-то другого. Посмотри, ведь и четыре евангелиста дополняют один другого. Так происходит и при обсуждении какого-то вопроса на Священном Соборе Поместной Церкви или в Духовном соборе монастыря: каждый излагает своё мнение, и если чьё -то мнение несогласно с другими, то это записывается в соборных протоколах.
Потому что если речь идёт о решении, которое противоречит евангельским заповедям и кто-то с этим решением не согласен, то, если он не потребует, чтобы его мнение было записано в соборном протоколе, создастся впечатление, что он согласился с неправдой.
Если член Священного Синода Поместной Церкви или Духовного собора не согласен с неправым мнением, но подписывает общее решение, не записав своего мнения в протокол, то он делает зло и несёт ответственность. В этом случае он виновен.
Тогда как если он выскажет своё мнение, то пусть большинство с ним и не согласится — перед Богом он не согрешает. Если Собор в Поместной Православной Церкви или Духовный собор в монастырях не работает правильно, то, говоря на словах о православном духе, мы на деле имеем дух неправославный и папский.
Православный дух такой : каждый должен высказывать и фиксировать своё мнение, а не молчать ради страха или чести — чтобы быть в хороших отношениях с Предстоятелем Церкви или настоятелем монастыря.
Но и те священнослужители, которые в молодом возрасте занимают какие-то руководящие церковные должности, себе вредят. Они растрачивают себя попусту — даже если у них есть необходимые для их должности качества. Их зажимают, закручивают административные и канцелярские шестерёнки, и духовной пользы они не получают, хотя и обладают необходимыми для этого предпосылками. Не растрачивая себя понапрасну, а занимаясь работой над самими собой , некоторые из них составили бы впоследствии великий духовный капитал Церкви. Не занимаясь, в хорошем смысле этого слова, самим собой , то есть над собой не работая, человек уподобляется купцу, который занят бесконечными куплями и продажами, не зная при этом, сколько на нём самом висит тяжких долгов.
А в конце концов такого негодного "купца" сажают в долговую яму.
Аминь.