Казахстан – родина для большого числа татар, чья история в Степи уходит в глубину веков. Здесь существует множество дореволюционных мечетей, представляющих из себя памятники татарской истории и культуры. Немало среди них и разрушенных, забытых, нуждающихся в восстановлении. Мечети всегда имели большое значение в жизни мусульман – и как место для собраний, общения, и как сакральное пространство. Публицист Карим Гайнуллин в своем первом материале для «Миллиарда.Татар» из планируемого цикла о татарских мечетях в Казахстане рассказывает об их истории и настоящем.
Татары в казахской степи: свои среди своих
Татарская культура в степи развивалась вокруг татарских районов и аулов, часто примыкающим к русским городам, крепостям и центрам торговли. Вместе с собой мусульмане Сибири, Урала и Поволжья приносили городскую буржуазную культуру, которую мы называем татарской.
Причины переселения были разные. Некоторые ультраортодоксальные татарские улемы стремились отдалиться от Казани. Важной причиной была также торговля, часто целые купеческие семьи стремились встроиться в новые транснациональные связи, которые налаживала Российская Империя, объединяя земли в единое торговое пространство. Кроме того, сама Российская Империя использовала татар для того, чтобы вписать казахов в российское правовое поле посредством исламских институтов. Однако к XIX веку это направление было переосмыслено, и в татарских проповедниках уже начали видеть пропагандистов панисламистских идей.
Зачастую к этой «татарской» культуре примыкали выходцы из местного населения, включая киргизов и казахов, которые сами становились её носителями, и уже во втором или третьем поколении принимали новую идентичность.
О жизни татар там нам дал характеристику кандидат исторических наук, специалист по татарам Казахстана Зуфар Махмутов, ссылаясь на местного врача Ц.А. Белиловского, написавшего в 1886 году очерк, в котором, в частности, есть такие строки: «татары сильно отличались от всех жителей города – в первую очередь, своей чистоплотностью, нравами, благотворительностью. Татары были, в основном, купцами. Многие из них, этнические крестьяне, бежали от рекрутской повинности, налогов – и в Петропавловске очень быстро зарабатывали капитал, становились зажиточными купцами. Большинство торговцев там как раз были татары».
Значимость мечетей для мусульман
Нужно различать понятие «мусалля» и «мечеть» (масджид) в ханафитской традиции исламского богословия. Мечеть – это место, отданное Аллаху и ради Аллаха. В соответствии с ханафитской традицией, место, ставшее мечетью, остаётся мечетью навсегда – потому что оно имеет сакральное значение. Намаз в таком месте превосходит намаз в любом другом в 25-27 раз. С точки зрения некоторых исламских богословов, праздничные молитвы и молитвы в пятницу могут читаться только в мечетях.
Мусалля – это любое пространство, где, по договорённости людей, читается намаз. Мусалля не несёт никакого сакрального значения, и однажды люди могут её убрать или перенести. Но и намаз в мусалле не имеет того превосходства, которое несёт намаз в мечети. Пример мусалли – комнаты для намаза в торговых зонах.
Это стоит понимать – чтобы оценить всю важность мечети для мусульман, их священную значимость.
Татарские мечети в Петропавловске
- Старейшая мечеть и новейшая сауна.
Подгорная мечеть – первая из каменных. Учитывая тот факт, что в документах она фигурирует под номером «2», можно установить, что до неё где-то существовала деревянная мечеть. Однако, местоположение деревянной мечети остается загадкой.
Подгорная мечеть на улице Коминтерна была построена с личного указания императрицы Екатерины II. Историческую важность этого здания сложно переоценить. Кроме того, что это одно из первых каменных зданий в городе – это первая каменная мечеть в степи. После попадания в неё молнии в 1801 году - в 1820 году мечеть была перестроена. А в 1930 году закрыта советской властью.
После закрытия здания мечети использовалось в качестве махорочной фабрики и рыбзавода. В 90-ые годы, когда по всему постсоветскому пространству прошла волна реабилитации религии, мечеть была возвращена жамагату (общественности). Но из-за коптильни, которая находится по соседству, её оказалось трудно использовать по назначению.
В итоге здание мечети ушло бизнесменам, которые переоборудовали мечеть… в сауну и автомойку. Не просто так я начал статью с объяснения того, как она понимается в ханафитском мазхабе. В 2012 году поступала информация, что группа активистов пыталась вернуть здание мечети и организовать там музей, даже если действующая коптильня не дает возможности эксплуатировать здание по назначению. К сожалению, вопрос до сих пор не решён. Зуфар Махмутов отмечал ещё в 2008 году, что «такое отношение к историческим памятникам духовной культуры не может не вызывать обеспокоенность не только у мусульман Петропавловска, но и у всей татарской общественности». Прошло 14 лет. Как нам рассказал об этом сам исследователь, мечеть до сих пор продолжает использоваться в качестве частной сауны. Впрочем, власти планируют реставрировать другую татарскую мечеть, о чём речь пойдет дальше.
Во второй половине XIX века правительством были расширены льготы на торговлю в степи. Это повлекло за собой поток татарских купцов, которые развернули широкомасштабное, по тем временам, строительство мечетей и медресе в Петропавловске.
- В 1860 году на деньги купца Мусатаева была построена Первая соборная мечеть. К сожалению, в 1930-е годы мечеть была закрыта и использовалось в качестве одного из цехов хлебокомбината. От этой мечети ничего не осталось. Она находилась на улице Первомайской.
Как утверждается, это единственно сохранившееся изображение Первой соборной мечети. Её облик удивительно напоминает Галеевскую мечеть в Казани.
- Третья соборная мечеть, она же мечеть купца Муратова, построенная на старом татарском кладбище, также не сохранилась. После Великой Отечественной войны мечеть была снесена, на её месте построен детский сад. Её имам Мухаметжан Бегишев, учитель казахского народного поэта Магжана Жумбаева и выпускник Стамбульского университета, был расстрелян.
- Четвёртая соборная мечеть была построена в 1870-м году купцом, выходцем из касимовского рода Давлеткильдеевых. Она отличается своим массивным минаретом, который сохранился до сих пор, так же, как и сама мечеть.
В 2019 году аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов заявил о намерении восстановить мечеть и создать при ней Музей исламской культуры.
- Янгуразовская мечеть, которая была построена прямо во дворе дома купца Янгуразова в 1882 году, сохранилась до нашего времени. Ее закрыли в 1930-е годы, минарет разобрали. В 1991 году вернули верующим, и так она стоит уже более трех десятилетий. Минарет сегодня конечно пониже и менее изящен.
Она была построена в 1851 году на средства купца Динмухаммеда Бичурина.
В 1998 году она была восстановлена усилиями татаро-башкирской общины города.
При всех перечисленных мечетях существовали медресе. Однако, как и везде, все они были закрыты большевиками. Два мусульманских кладбища города также были разрушены, древние камни с арабской каллиграфией нередко использовались под строительство. Также, по словам Зуфара Махмутова: «Лишь в 1947 г. властями было разрешено функционирование домовой мечети, которая просуществовала вплоть до 1970-х гг., пока не была снесена вследствие интенсивной застройки этой территории».
В городе находились и три деревянные мечети, но их местонахождение установить уже невозможно. Как итог: из четырёх сохранившихся каменных мечетей в приемлемом состоянии находятся лишь две, ещё одна ждёт реставрации, а в одной, самой старой, находится частная сауна. Последнее обстоятельство не может не удручать: вряд ли можно придумать более неуместное использование здания мечети.
Фото: по ссылке автора
Фото на постере: Салават Камалетдинов
Подробнее: https://milliard.tatar/news/tatarskie-meceti-v-stepi-1417