Найти тему
География Духа

РАЙ В 12-ТИ ЧАСАХ ПОЛЕТА

Автор Сергей Матюхин.

Может, кому-то наша «тушка» и напоминает «плацкарт на крыльях», но зато это очень надежный плацкарт, что называется «в тесноте да не в обиде», тем более когда речь идет о таком рискованном пируэте, как прыжок через экватор, причем затяжной, 12-тичасовой, с дозаправкой на станции Оман, чей силуэт в утренних сумерках похож на обман.

А уж после Омана, как с трамплина, хорошенько оттолкнувшись, - завораживающий полет над пропастью, на дне которой море песка Аравийской пустыни сменяется синей пустыней Индийского океана. И не покидает чувство, будто происходит нечто магическое, некий прорыв в иной мир, в иное измерение.

Мне доводилось перелетать через Атлантику, то бишь в Америку, и мое ощущение в принципе совпало с текстом «Умы Турман».

Синхрон: «Ты уже далеко, ты уже далеко, ты уже далеко от меня, и между нами кирпичи и стены, улицы, дома и города и страны солнечной системы»(песня).

Однако, как выяснилось, движение по вертикали, вдоль меридиана, по параболе, достигающей пика в точке экватора (по случаю чего всем в салоне выдали сертификаты), с последующим скольжением по выпуклости планеты вниз, до конечной станции Маврикий - так вот вся эта траектория существенно отличается от банального полета в широтном диапазоне, по горизонтали земной поверхности.

Уж не знаю, сумел ли я объяснить галлюцинации своего вестибулярного аппарата вкупе с колебаниями психического компаса, но полет в Южное полушарие - это как погружение Алисы в кроличью нору с последующим выныриванием из моря слез в Стране чудес, и любой уважающий себя гражданин планеты Земля обязан хоть раз в жизни это перенести, лучше - если на видавшей виды «тушке», тоже будто выпавшей из иного измерения, где еще жива страна, превратившаяся в аббревиатуру СССР.

Впрочем мы прилетаем по мистическому совпадению точнехонько в ССР, как сокращенно называется аэропорт имени Сэра Сивусагура Рамгулама, первого премьер-министра и отца-основателя нации, что нация всем своим безалаберным видом и демонстрирует прямо на выходе из аэровокзала.

(Пляска в аэропорту).

Кстати, русские, которых так помпезно встречают в ССР, имеется в виду аэропорт Маврикия, пока тут - редкие гости. В основном здесь гостят французы, англичане, немцы, итальянцы, швейцарцы, и, как ни странно граждане соседней тропической Африки (вероятно, из соображений приобщения к цивилизации). Так что спасибо старой, испытанной «тушке», которая не подкачала и не промахнулась с непривычки: ведь островок-то буквально с пятачок - 65 километров в длину да 48 в ширину!

Аккурат как тот золотник, что дорог. В прямом смысле: ведь цены задает упомянутая выше европейская элита.

Синхрон: «Вот остров Маврикий. Казалось бы, маленькая точка на поверхности Индийского океана. На самом деле это - перекресток разных народов, культур, религий. И вообще, в какой-то степени - мировой перекресток!»

Но вернемся к цене вопроса. Если верить плакату, мы уже в раю, а билет в рай по определению не может быть дешевым. Можно еще упрекнуть за излишнюю патетику писателя-романтика Джозефа Конрада, назвавшего Маврикий «жемчужиной, источающей сладость для всего мира». Так ведь и Марк Твен окрестил это место «моделью рая», а великому шутнику, согласитесь, можно верить!

И мы пытливо вглядываемся в окружающий мир: в конце концов, если принять экватор за границу между мирами, мы - фактически на другой планете, в Зазеркалье. Причем из-за наклона коварной земной оси, эта другая планета осязаемо ближе к солнцу и горячее. И небо ближе, нависает, как крона гигантского дерева. Весь остров как бы зажат в раковине, будто моллюск, между грядой вулканов и грядой кораллового рифа. Тем удивительнее, что фактически в одном часовом поясе, на одной оси с Уралом. Вот сказал и осекся, будто что-то неприличное произнес.

Наверное, так же вот, с недоумением вспоминают здесь о родном Монако принцесса Стефания или о своем Йорке - принцесса Сара, она же по совместительству герцогиня Йоркская, или Андрей Макаревич о Москве. Перечисляю, потому, что они оставили память о себе здесь, в раю. И Катрин Денев с неуемным Жераром Депардье тоже оставили. Тоже старались не вспоминать здесь о набившем оскомину Париже с пробками на Елисейских Полях...

Это что! Говорят, тут снималась сама Эммануэль для фильма «История О.» Лично я на все сто не уверен, своими глазами не видел, но на рецепшн в отеле «Индиан ресорт» нас в этом убеждали. И в общем-то мы не нашли оснований сомневаться в правдивости аборигенов, поскольку тут вся природа, вся обстановка - готовая декорация для съемок фильма о любви, павильон строить не нужно.

(Видеоподбор с фонтаном, столбиками-лингамами, кокосовыми «яйцами», цветами и птицами, женщинами и девушками под музыку из фильма)

Кроме туманных воспоминаний остался впрочем один, вполне, образно говоря, конкретный реквизит от съемок фильма с участием Эммануэль - это актер-индус, принимавший участие в якобы в массовке. Не знаю уж, какая массовка может быть в эротическом кино, а настоящий мачо - вот он, что называется, налицо.

Синхрон: «Я хотел сказать, что это - знаменитый актер индийского кино, который бросил кинематограф, чтобы жить, работать и любить на Маврикии. Это было правильное решение!»

Еще бы - тут повсюду такая горючая смесь камасутры и французской куртуазной эротики, что не то, что женщины - собаки проходу не дают!

Но наши люди спокойны и непоколебимы. Это местным жителям, обитателям рая, вулканы напоминают женский бюст и называются вульгарно «Три соска». Это в их извращенном воображении кокосовые орехи похожи на крашеные пасхальные яйца, а парковочные столбики на лингамы Шивы. Наши люди, воспитанные в СССР с тремя С (подчеркиваю, чтобы не было путаницы с местными сэрами), они этих многозначительных столбиков просто не замечают, зато кокосы вызывают у них поистине зверский аппетит, и неважно, что они растут на территории отеля и являются его частной собственностью. Ничего, в раю не убудет!

(Сценка с добыванием и разделкой кокоса, включая его выпивание)

И покуда всякие там французские воднолыжники поднимают пыль в мелководной лагуне, наши люди не дремлют. Стол в гостиничном ресторане, конечно, не бедный, так ведь и запас карман не тянет. Так, видимо, резонно рассудил рыбак из Запорожья, посетовав, что Днепр ледком покрылся, а где еще добрую рыбешку подергать, как не на другом конце света (да почти на том свете, раз раем зовут!) Где еще желтых тунцов, мурен, барракуд-прокуд, марлинов да барабулек, не говоря уж о морских языках, попугаях, ежах и звездах.

Тут не до баб, сынок! - сказал нам запорожский рыбак, забывший в этом раю о ненависти к турецкому султану. Кстати, рыбак оказался еще и потомственным казаком, так что его предки к картине Репина прямое отношение имеют. А он, вот, скорее к полотнам Айвазовского. Местные гурманы оценили это как вопиющее проявление садомазохизма.

И они не правы: садомазохизм, это - когда комета тысячи лет назад угодила, по свидетельству ученых, как раз в эту точку земной коры, вызвав колоссальное цунами, названное впоследствии всемирным потопом в Библии и мифах разных народов. Кора треснула, как обшивка корабля, и земная утроба исторгла вулканический выброс. Так появился Маврикий и его братишка поблизости - островок Реюньон. Так вот братишка все еще извергает из себя смертоносную начинку преисподней, а вот Маврикий успокоился, его везувии потухли и обмякли. Их лава никого не пугает - наоборот, умиляет букетом цветов и эротизмом плавных форм...

А вы что ж думали, рай с неба, что ли, упал? Так или иначе, Маврикий появился из недр с их адскими температурами и, можно сказать, навеки обручился с Индийским океаном, расцветя радугой немыслимых красок под небесами, где разметавшиеся облака похожи на джинов, вырвавшихся из бутылок. А может, на свадебные платья с фатой? Так по крайней мере решили те, кто приезжает сюда жениться, из-за чего Маврикий, представляющий из себя действительно если не рай, то как минимум царство гармонии, превратился будто по наитию в «остров свадеб», о чем не устает рассказывать местное телевидение.

(Фрагмент)

Синхрон (переход через помехи в эфире): «Mаврикий - очень красивая страна. Это остров. И мы приглашаем всех русских людей насладиться отдыхом вместе с нами».(титр на монологе).

Как всякий рай, Маврикий изобилует не только цветами, но и фруктами, и возможно даже - плодами с древа познания. По крайней мере, так получают здесь образование аборигены, прогуливающие занятия в школе, - сбивают с веток плоды манго (а именно манго имеет тут репутацию научного древа) - и с легкостью начинают говорить по-английски.

Синхрон: «Это папайя? - Нет, это манго. Хотите попробовать? Могу вам дать! - Нет, спасибо большое!»

Ну и мы чуть не упустили одну важную для рая деталь. Пусть рай - это не «олинклюзив», но птица-то райская в нем должна быть!

В этом месте мы вновь вынуждены обратиться к пророческому творчеству «Умы Турман» (фрагмент песни):

«Но где ж эта птица? Но где ж эта птица? Может быть, ей свободно и здорово, она летает и гадит на головы?

Но где ж эта птица? Но где ж эта птица? Может, ее поймали лесничие и ради перьев хотели подстричь ее?»

Ну что ж, уважаемые знатоки, на правильно поставленный вопрос мы даем правильно поставленный ответ: птица счастья, она же - Феникс, действительно жила на Маврикии и об этом знают все здешние аборигены, носящие ее изображение на груди и пьющие пиво, носящее ее имя, фирменный напиток острова.

И эти люди не согласны с Геродотом и повторившим его информацию в своих «Метаморфозах» Овидием, будто Феникс из Аравии.

Да нет же! В Аравии она просто садилась на дозаправку, как наша «тушка», когда эта самая Феникс летела в Египет после возрождения из пепла, точнее - из праха своего отца, который, собственно, она каждые 500 лет и приносила на порог храма в Гелиополе, т.е. храма солнца.

Конечно, сегодня мы на Маврикии Феникс, кроме как в виде пива не найдем. Почему? Подсказка опять-таки содержится в русской песне, недаром же единственное путешествие Льюиса Кэрролла было именно в Россию. Итак...(фрагмент песни):

«Птица счастья с простреленным плечом под дождем ищет пустые бутылки. Ангелы с небес прокуренных падают в лес, а черти чешут затылки».

Итак, птицу убили, причем здесь, на Маврикии, 500 лет назад, что было нетрудно: она находилась еще в той промежуточной фазе роста, когда у нее в очередной раз, в порядке реинкарнации еще не развились крылья, как примерно у птицы Кагу в Новой Каледонии. Только бескрылую птицу на Маврикии, с крючковатым, как у птицы Феникс, клювом, звали Додо, останки которой обнаружили лишь во второй половине 19 века - как раз тогда, когда Льюис Кэрролл зачем-то отправился в Россию, аккурат после выхода гениальной «Алисы в стране чудес», где он изобразил самого себя в главе «Бег по кругу» в лице задумчивой птицы Додо, облик которой был известен по рисункам, сделанным полтыщи лет назад, и научная статья о которой содержится в «Британской энциклопедии» рядом со статьей о писателе Доджсоне, как звучала подлинная фамилия Льюиса Кэрролла, который, заикаясь, представлялся: До-До-Доджсон!

Ну вот теперь, как говорится, «круг замкнулся», а уж «правильность формы не существенна», как выразился мудрый кэрролловский Додо, чей бессмертный образ увековечен на витражах деревенской церкви в Дерсбери, в графстве Чешир, т.е. на родине Льюса Кэррола, а также на эмблеме Фонда исчезающих диких животных Джеральда Даррела и наконец на государственном гербе Маврикия.

Так что Маврикий - место не столько эротическое, сколько загадочное, не меньше, чем Бермуды. И здесь сохраняется некая связь с космосом, будто ощущается сквозняк, оставленный той, древней кометой. И эта странность места позволяла здешним морякам обладать даром наускопии, т.е. «морского видения». Они умели заглядывать за горизонт и предсказывать приход кораблей.

А когда они стояли на самой южной оконечности острова, на утесе Гри-Гри, своего рода мысе Доброй Надежды, за которым - никаких земель, кроме Антарктиды, нет, они видели и этот, самый таинственный, 5-й материк...

Но нам, как мы ни вглядывались, так и не удалось узреть на другом конце океана пингвинов, напоминающих неразвитостью крыльев легендарную Додо. Как не удалось нам на острове с видом на Антарктиду обнаружить и подругу Додо - Алису, все больше - встречались будущие Эммануэли. Зато мы обрели тут свой Зурбаган, где невольно вспоминается Алиса, которая на русский манер зовется Ассоль...

(песня о Зурбагане)

Титры: автор - Сергей Матюхин, оператор - Максим Шестаков, монтажер - Евгений Ловчиев, продюсер - Юрий Плотников

Ваш надежный гид на Маврикий и в любые экзотические уголки мира - турфирма «Море-Трэвел»(логотип с реквизитами).

Особая благодарность за организацию съемок - маврикийской турфирме «Маурисан» и лично Кевину Коборгу и Жерару Мануэлю, а также нашим друзьям Санжи и Мишелю

«100 000 книг» - неиссякаемый источник информации об истории и культуре всех стран и народов мира