«Я считаю пестроту, яркость весьма типичной для русской жизни», - так объяснял Кустодиев свою манеру письма на картинах «Масленица». Именно на картинах (во множественном числе), потому что художник создал несколько полотен на эту тему – в 1916, 1919 и 1920 годах.
Яркие, шумные, многолюдные народные гуляния с непременными атрибутами – расписными санями, лихими тройками, разноцветными каруселями… Это и есть картины Бориса Кустодиева.
Первую работу на тему масленицы художник задумал, будучи в больнице после сложной операции, начал писать, превозмогая боль. А картина, при этом, полна вдохновляющего счастья, как будто Кустодиев пытается сам себя вылечить искусством от болезни.
В «Масленице» изящно соединились принципы лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. И влияние Брейгеля, которого любил Кустодиев, тоже ощущается: своеобразный «обрыв» на среднем и заднем плане, открывающий взгляду зрителя бесконечное пространство заснеженного города, придает динамики изображенной сцене и одновременный показ житейских сцен с мелкими деталями.
Кстати, именно элементы «народности» (узоры на платках и санях, хороводы, снежные баталии, катание с горки и прочее) стали причиной скандала, когда Академия художеств приобрела картину в свою коллекцию. Некоторые члены совета были против приобретения этого «лубка».
Зато на выставке «Мира искусства» картина стала «гвоздем» программы. И Репин восторженно принял произведение своего бывшего ученика, посчитав его поиском нового направления в искусстве и нового идеала.
Может быть, не случайно Кустодиев так любил эти масленичные сюжеты. Все они были написаны в непростое для России время, но в них – кустодиевская любовь к жизни и оптимизм художника.
Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая», подписывайтесь, если тоже любите рассматривать старые открытки. Показываю открытки из своей домашней коллекции.