Найти в Дзене
ЦЕГРА

Энергоэффективность в строительной отрасли разложили по полочкам

Второй день «Российской строительной недели» – в самом разгаре. Одно из ключевых направлений дня – дискуссия, которую посвятили энергоэффективности в строительстве.

Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news
Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news

«Расскажем, что все хорошо или правду?» – «Только правду!», – с такого диалога между Рашидом Артиковым и Александром Гримитлиным началась встреча слушателей круглого стола «Энергоэффективность в строительстве».

В ходе проведенной дискуссии президент АС «АВОК Северо-Запад», вице-президент НОПРИЗ, НОЭ Александр Гримитлин, заместитель председателя центра компетенций ресурсосбережения, энергоэффективности и экологии Рашид Артиков и другие приглашенные эксперты обсудили актуальные вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения.

Конкуренты, обещающие «сладкую вишенку» или мошенники?

Однако, Рашид Артиков, который выступил модератором встречи, начал с проблемы, неожиданно выявленной участниками предыдущего мероприятия.

«Мы проводили круглый стол по цифровизации и проектированию и выяснились удивительные вещи. Сегодня существует множество новых организаций и структур, которые заявляют о создании новых платформ, библиотек, баз данных. Однако за одну и ту же работу эти компании берут от 5 до 500 тысяч рублей», – рассказал модератор встречи. Иными словами, заманчивый ценник не всегда гарантирует качество услуги. Поэтому спикер призвал коллег идти проверенным путем.

«Есть НОПРИЗ (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков) – официальная организация, обладающая правом и уполномоченная правительством РФ  на ведение проектных работ, создание баз и цифровой продукции, которая в дальнейшем будет использована архитекторами. Не поддавайтесь на «сладкую вишенку, которую вам обещают на торте» неизвестные компании, – сказал Рашид Артиков.

Сфера ЖКХ и строительная отрасль – это производители углеродного следа

Затем слово взяла член совета Ассоциации энергосервисных компаний – РАЭСКО Ирина Булгакова. Она подключилась к дискуссии удаленно. Спикер отметила, что сфера ЖКХ и строительная отрасль являются главными производителями углеродного следа в России.

Углеродный след, как известно, – это некая совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Важно понимать, что чем больше этот след, тем больше удар по экологической безопасности планеты. Впоследствии образуются наводнения, смерчи, ураганы, безудержные ливни и даже аномальная жара.

Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news
Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news

По словам спикера, выбросы ЖКХ  и стройотрасли составляют сегодня около 31,5% от общего объема всех выбросов, формирующих углеродный след.

Как же его  уменьшить? Для этого в России разрабатывается специальная стратегия по снижению углеродного следа.

«Пока определенных мероприятий нет, говорим о возможных проектах», – сообщила Булгакова. Из первоочередных мер эксперт назвала: «повышение энергоэффективности МКД» и «модернизацию коммунальной сети».

Далее к дискуссии подключилась директор эксперт-бюро «ЭнергиаВита» Мария Степанова. По ее мнению, именно энергоэффективность заставляет девелоперов строить правильно с первого раза.

«Нужно думать о будущем, необходимо строить правильно, чтобы потом не переделывать. Очень многое зависит от коммунальщиков и других участников рынка. Хочется верить, что курс на энергоэффективность останется. Хочется, чтобы государство экономило на субсидиях, которые выделяются для не энергоэффективного строительства», – заявила Степанова.

«Энергоэффективность – хорошая инвестиция», – подытожила она.

Свыше 30% потерь электроэнергии наблюдаются в европейской части РФ и в ДФО

Далее речь пошла о потерях электроэнергии, что также влияет на общую энергоэффективность. Исполнительный директор Национальной ассоциации водоснабжения и водоотведения Артем Крупенко в своем выступлении рассказал  о том, что в регионах РФ потери электроэнергии огромны. Свыше 30% – в европейской части России и в Дальневосточном федерадьном округе (ДФО). Убытки составляют триллионы рублей.

Много лишней электроэнергии уходит в процессе добычи воды, ее очистки и ходе обслуживания сетей ЖКХ.

«Неожиданно для нас стала проблемой неучтенная вода в сетях водоотведения (обычно это 20-30%, но во время паводков до 100%), вот вам и триллионы убытков», – заявил Крупенко.

Капитальный ремонт

Вопрос капитального ремонта в России всегда был острым и актуальным. От состояния построенных зданий во многом зависят энергопотери. В рамках круглого стола на нем подробно остановился первый заместитель генерального директора госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин. Он заявил, что вопрос капитального ремонта в стране практически решен.

Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news
Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news

«Проведены серьезные шаги, была создана постоянная система финансирования для ремонта аварийного жилья, организованы региональные системы капитального ремонта, выпущено множество законодательных и нормативных документов, чтобы внедрялись новые подходы и концепции по источникам финансирования. Вопрос по капитальному ремонту практически решен», – сказал эксперт.

Инновационные строительные материалы

Не секрет, что повышению энергоэффективности способствует внедрение инновационных материалов. Один из них (фосфогипс) в ходе круглого стола представила Лидия Холомьева, представитель компании «Фосагро».  Фосфогипс – это очень эффективное средство при строительстве дорог. По сути это гидрат сульфата кальция, который образуется как побочный продукт при производстве удобрений из фосфоритной породы. В основном он состоит из гипса. Хотя гипс является широко используемым материалом в строительной индустрии, фосфогипс находит свое применение гораздо реже.

«Фосфогипс – применяется активно и в сельском хозяйстве для разных целей и в строительстве. Особенно эффективен как средство от разрушения дорожного полотна», – рассказала эксперт.

Также она отметила, что этот инновационный материал приглянулся РЖД и уже в 2023 году будет завершен совместный проект строительства железной дороги с использованием фосфогипса.

Автор: Тамара Антифеева

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)