Найти тему

Домашнее задание. К самостоятельности шаг за шагом

Оглавление

Учимся делать уроки вместе
Учимся делать уроки вместе

Ребенок ждет возвращения родителей. Садится за уроки поздно вечером, когда работоспособность на нуле. Не встает из-за стола, пока все не выполнит. Родители подгоняют, школьник делает много ошибок. Родители раздражаются, потому что сами уставшие. Заставляют переписывать. Выполнение домашних заданий для ребенка становится повинностью и у него формируется стойкое отрицательное отношение к учебе и школе.

Как должно быть?

Министерство образования РФ (сейчас — Министерство просвещения РФ) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания:
1 класс — домашнее задание отсутствует;
2–3 классы — не более 1,5 часов;
4–5 классы — 2 часа в день;
6–8 классы — не более 2,5 часов;
9–11 классы — максимум 3,5 часа в день.
Задавать задания на выходные дни запрещается.​

А у ваших детей получается укладываться в нормы СанПиНа?

У большинства – нет. Учеба становится вынужденной повинностью.

С ребенком что-то не так? Вместо учебников он тянется к телефону, а не к учебникам. Много ошибается, часто отвлекается…..

НЕТ, ЭТО НОРМАЛЬНО для детей 7-8 лет. НО! Надо с этим работать.

Правила выполнения домашних заданий известны.

· Правильно организованное рабочее место

· Выполнение уроков в благоприятное время

· Удалить из поля зрения ребёнка все отвлекающие элементы

· Своевременные перерывы

Слишком идеально. Что делать?

Если вы находитесь дома, то лучший вариант - в течение месяца сидеть рядом с ребенком и помогать ему выполнять домашнюю работу по правилам. За это время у него выработается привычка, он ощутит «выгоду» от быстрого выполнения заданий, у него не будет накапливаться усталость.

Если у вас нет возможности готовиться к урокам с ребенком или вы приходите слишком поздно, используйте наши рекомендации.

Научить ребенка самостоятельно и качественно выполнять домашние задания- РЕАЛЬНО!

Помощь ребенку

Начните с игры. Научите его зрительному самоконтролю.

Допустим, сделайте разноцветные карточки. Подпишите: русский, математика, чтение, окружающий мир. Пусть ребенок, сделав задание по предмету, положит карточку в коробку.

Придумайте награду. Например, орден СуперУмника. Если к вашему приходу все задания выполнены и все хорошо, вручите орден. Если есть ошибки, не спешите на них указывать – пусть ребёнок найдёт их сам.

Или вот ещё игра.

Пусть на столе у ребёнка поселятся 2 команды персонажей книг Юли Даниловой: весёлых бузайцев и Жорбука. Скачайте их и распечатайте. Разместите любым удобным способом: подклейте на шкатулки, стаканчики прицепите на верёвку прищепками. Рядом сложите волшебные бусины. Сделал вовремя дело – подарил бузайцам победу. Не успел, бусину украл Жорбук. Чьей победой закончится день к установленному времени – зависит от ребёнка.

Игра-увлечёт, тайм-менеджмент актуальная компетенция, самоконтроль – это то, что обеспечит дисциплину на всю жизнь.

Возможно, взрослым тоже пригодятся веселые бузайцы))

А вот и бузайцы!
А вот и бузайцы!

Скачайте картинку, распечатайте и играйте!

СУПЕРЭФФЕКТИВНЫЙ тренажер по чтению для маленьких бузнаек
СУПЕРЭФФЕКТИВНЫЙ тренажер по чтению для маленьких бузнаек

СУПЕРЭФФЕКТИВНЫЙ тренажер по чтению для маленьких бузнаек

Уроки и здоровье

Покажите ребенку, как проверять посадку: между столом и грудной клеткой должен помещаться кулак, лопатки – касаться спинки стула. Расстояние от глаз до тетради проверяется так: поставить руку, согнутую в локте на стол, кончики пальцев должны касаться виска (рис. 1).

Рис. 1 Проверяем правильную посадку
Рис. 1 Проверяем правильную посадку

Научите выполнять упражнение для отдыха глаз (рис. 2).

Рис. 2. Упражнение для отдыха глаз
Рис. 2. Упражнение для отдыха глаз

Сесть в удобную позу. Руки положить на переносицу, как показано на рисунке (дыхание должно оставаться свободным). Глаза открыты. Руки держать так, чтобы их не касались ресницы. Желательно, чтобы не было просветов. В таком положении находиться одну – две минуты.

Сделайте ребенку памятку:

· Начинай выполнять задания в 15 часов (сделайте ребенку «напоминалку» в телефоне или заведите будильник).

· Приведи стол в порядок (сделайте фотографию идеально убранного стола, распечатайте и повесьте на видном месте).

· Выключи телевизор и музыку в смартфоне

· Выполняй задания по порядку (напишите перечень предметов сначала средней трудности, потом сложные, потом легкие).

· Проверяй свою осанку.

· Старайся не отвлекаться, пока делаешь одно задание.

· Каждую письменную работу после выполнения проверяй.

· Делай перерывы после каждого урока на 10 минут (поставьте ему песочные часы). Дай глазам отдохнуть.

· После окончания приготовления уроков убери рабочее место.

5 простых шагов по организации домашних заданий

(Для тех, кто может следить за выполнением ребёнком домашних заданий)

1. Время занятий

Наиболее продуктивное время для начала занятий 15 – 16 часов (через 1-1,5 часа после возвращения из школы), в одно и то же время. Если ребенок занят после школы, за уроки можно садиться позже, но нельзя откладывать приготовление на поздний вечер.

2. Рабочее место

Освещение, стул и рабочий стол должны соответствовать требованиям СанПиНов. Следите за правильной осанкой и расстоянием от глаз до рабочей тетради, учебника или монитора. На рабочем месте не должно быть лишних предметов. Контролируйте, чтобы телефон и телевизор были выключены.

3. Темп работы

Быстро – это значит спокойно и сосредоточенно выполнять задания с короткими перерывами. Каждый пример, задача или упражнение должны решаться «в один присест». Не торопите ребенка и не давайте надолго задумываться.

Необходимо делать перерывы, не реже, чем через 45 минут (для 7-летных детей через 15 – 20 минут). Оптимальная продолжительность таких перерывов – 10 минут. Нельзя позволять ребенку «растягивать» эти перерывы на более длительное время.

4. Контроль выполнения

Если ребенок что-то делает не так, не спешите одёргивать. То, что взрослым кажется простым, для ребенка, зачастую, оказывается трудным и непонятным. Помните, капризы — не прихоть, а индикатор трудностей.

При любом отвлечении спокойно возвращайте ребенка к работе. Если возникают трудности – помогите их преодолеть. Ни в коем случае ничего не делайте вместо ребенка.

5. Помощь при выполнении задания

Приучайте ребенка пользоваться по мере необходимости словарями и справочниками, учебниками и другими ресурсами. Помогите вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради. Не заставляйте ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это снизит интерес к школе и учению.

Особенности организации выполнения домашних заданий в развивающих системах обучения

Когда ребенок поступает в школу, обращайте внимание, по какой образовательной программе работает начальная школа. В развивающих системах обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, в образовательной системе «Гармония» и др. усвоение теоретического материала происходит за счет развития мышления ребенка, умения работать с информацией. Задания в них отличаются от привычных. Используются такие задания, как решение нестандартных задач, выявление ловушек (рис. 3), решение головоломок (рис. 4) и групповых проектов, придумывание подобных заданий (рис. 5), выполнение заданий типа «научи одноклассника», «объясни родителям» и т.п. Ребенок может выступать в разных ролях: автора, иллюстратора, критика, учителя, исследователя, путешественника и др.

Сохраняя контроль общий контроль, на замещайте умственный труд ребёнка собственным. Оставляйте возможность для самостоятельности, там, где ребёнок уже успешен. Будьте терпеливы.

Помните, уважаемые родители, что от вас зависит психологический и эмоциональный комфорт вашего ребенка при выполнении домашних заданий. А это основа его успешного обучения и развития, а также вхождения в мир социальных отношений.

Рис. 3
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 5

Приведены примеры заданий из пособия Е.В. Чудиновой «Здравствуй, первый класс! Рабочая тетрадь для адаптации ребенка к школе»

Архарова О.В., копирайтер, учитель начальных классов.