25 февраля Европейский союз объявил о запрете продаж, передачи, поставок или экспорта самолетов и любых компонентов в Россию. Санкции предусматривают запрет на заключение новых контрактов, а также расторжение всех существующих в течение 30 дней, то есть до 28 марта.
Европейские компании, предоставлявшие самолеты в лизинг российским авиаперевозчикам, оказались в затруднительном положении. Российские авиакомпании должны вернуть Европе до 28 марта пассажирские самолеты, находящиеся в лизинговой эксплуатации. Речь идет о возвращении европейским лизинговым компаниям 520 машин.
Общая стоимость самолетов, подлежащих срочному изъятию у российских авиакомпаний, достигает $5 млрд, пишет Financial Times.
«Как это сделать?» – задается вопросом председатель европейской ассоциации лизинговых компаний Фил Сеймур, которого цитирует Телеграм-канал Рокот. По его словам, россияне заморачиваться по этому поводу не будут и наверняка заявят: отказываете нам в лизинге – приезжайте и забирайте сами.
Но ЕС не сможет доставить в РФ 520 экипажей, потому что небо России, Беларуси и Украины для европейцев закрыто. Но даже если этот вопрос удастся решить, то сразу после передачи бортов в аэропортах они перестанут быть российскими, а значит не смогут летать над Россией – ведь пространство закрыто. Они просто не смогут вылететь, сетует Сеймур.
Следующий момент: требующие расторжения контрактов лизинговые компании ЕС должны будут выплатить русским такие суммы штрафов, которые могут одномоментно превратить их в банкротов. Об этом говорят предварительные подсчеты. Таким образом, легче обанкротиться, чем затевать всю эту кампанию по возврату самолетов, отметил он.
Ситуацию осложнит такое обстоятельство как отключение банков РФ от «свифта». Февраль закончился и россиянам нужно оплатить счета за пользование машинами в прошедшем месяце. Они согласны, но из-за отключения сделать этого не смогут. То есть деньги не поступят, и лизинговым компаниям выплачивать штрафы будет абсолютно нечем. Это и есть банкротство, пояснил председатель.
Не будет легче и при другом сценарии, предполагающем благополучное возвращение бортов в ЕС. Неминуемо встанет вопрос: что делать с этими самолетами? Европейским компаниям они не нужны. Они вообще никому не нужны, и продать их невозможно, заявил он.
При этом Сеймур напомнил, что американцы пока не отбирают свои «боинги». Мало того, если Европа заберет у России самолеты, велика вероятность того, что США начнут поставлять россиянам дополнительные борта взамен выбывших. Такой расклад сделает Америку «авиакомпанией №1», европейский же лизинг просто-напросто разорится.
«Только ради одной такой выгоды Соединенным Штатам стоило развязать войну на Украине»
Аплодирую стоя.