1. Стартап – понятие и виды
Стартап (от англ. startup startup, буквально – «стартующий») – компания с короткой историей операционной деятельности. Это коммерческий проект, основанный на какой-либо идее и требующий финансирования для развития. Основанная цель любого стартапа - быстрое развитие и получение прибыли. В качестве основы деятельности используются новейшие технологии, новые бизнес-модели, которые ещё никем и нигде раньше не опробованы.
«Стартапами» сегодня обычно называют IT-компании, которые выходят на рынки с новыми технологиями или высокотехнологичными услугами/товарами, на которых пока нет установленных «правил игры» и «игроков», но есть ажиотажный спрос или интерес к оказываемой услуге или товару (так называемые «интернет-проекты»), или новое дело. Но это далеко не так.
Стартап – это не любой новый бизнес и не интернет-проект. Его суть в поиске воспроизводимой и обязательно масштабируемой бизнес-модели и источников прибыли, а также в развитии проекта с нуля. Обычные компании используют модели бизнеса, которые уже существуют, они просто приспосабливают их под себя, заранее понимая, как будут зарабатывать деньги. А стартапы ищут новые модели [1].
Наиболее полное определение этого явления дал Стив Бланк, предприниматель и профессор Стэнфорда, Беркли и Имперского колледжа: «Временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой». Слово «start-up" фактически означает новый проект или новую компанию. Это первоначальная стадия развития любого технологического нововведения, которое существует только на уровне идеи. В дальнейшем эта идея развивается, привлекаются инвесторы, и начинается стадия практического преобразования в реальный продукт.
Стартапы в настоящее время широко востребованы и используется в IT-технологиях (агрегаторы, приложения и порталы), довольно часто создаются в торговле (маркетплейсы, интернет-магазины и др.), финансовых и платежных технологиях, медицине, в образовании, сфере обслуживания, развлечений и досуга. В России стартапы наиболее распространены и используются в социальной сфере, сфере услуг, развлечений и досуга.
Основные характеристики стартапа:
- Вновь созданный коммерческий проект, связанный с продвижением новой высокотехнологичной идеи и новой бизнес-модели, направленный на получение высокой прибыли.
- Над созданием и развитием идеи, бизнес-модели работает небольшая группа молодых единомышленников-профессионалов (группа разработчиков-новаторов) всего в несколько человек (стартаперы).
- Основанная особенность проекта – его высокотехнологичность и новизна. Секреты и новый взгляд на уже известные технологии являются источником получения высокой прибыли от проекта.
- Задача стартапа – существенное упрощение и улучшение качества жизни человека за счет совершенствования конкретных его аспектов, чем и объясняется привлекательность проекта и повышенный спрос на результаты его внедрения.
- Возможность быстрого роста бизнес-модели проекта, ее масштабирования и повтора.
- Отсутствие финансовых ресурсов на начальном этапе для воплощения и развития коммерческого проекта.
Стартапы по технологичности и наукоемкости можно условно разделить на два направления:
- Startup на основе разработки и внедрения новых бизнес-моделей за счет создания новых технологий, технических инноваций, высокотехнологичных услуг/товаров. Это разработка и внедрение нового технологического решения, которое никогда и никем не применялось – инновационные стартапы. К ним можно отнести интернет-проекты, например, такие как социальная сеть «Facebook», онлайн-энциклопедия «Википедия» и др.
- Стартапы на базе разработки и внедрения новых бизнес-моделей путем внедрения инновационных идей и технических инноваций в отраслевые виды бизнеса (переработка идей): традиционные стартапы. Например, McDonald’s стал типичным стартапом, создатели которого в свое время нашли инновационную идею – ресторанный франчайзинг, интернет-магазины Ozon, Amazon и др.
Стартапы по степени риска вложений и влияния на рынок товаров, работ и услуг можно разделить на три условных вида [2]:
- Startup качественные копии – наименее рискованная ниша использования стартап-проекта, где не нужно ничего придумывать, а просто делать полную копию и адаптировать под свой рынок. Все крупные соцсети рунета пришли к успеху через этот принцип;
- Startup агрессивные новички – модель, в которой на развитый, популярный рынок приходит молодой проект и начинает вытеснять старожил данного бизнеса. Зачастую это реализуется через демпинг - продажа услуг/товаров по заниженным ценам;
- Startup неожиданно сильные проекты – самая уникальная, но рисковая модификация, опережающая по доходности остальные виды стартапов. Инвесторы и разработчики этого проекта выигрывают позиции на рынке благодаря новаторским предложениям.
Главные составляющие успешного коммерческого стартап-проекта:
- высокая рентабельность идеи стартапа;
- уникальность бизнес-модели;
- актуальность и востребованность у потребителей;
- объективная оценка рисков;
- привлекательность для инвесторов.
Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/issue-2/124-2018-2-startup