Найти в Дзене
G64

Другая сторона религии или кого нельзя к ней подпускать.

Оглавление

Доброго времени суток!

G64.

Проблемы религии занимают особое место в социальной философии психоанализа. Неоднократно к этому вопросу обращались философы, научные деятели и т.д и т.п. Так, давайте и мы с Вами взглянем...

Фрейд определял религию как ОКР- «общечеловеческий невроз навязчивости»
Он утверждал, что в основе невроза и религиозного переживания лежит подавление природных инстинктов человека. А также, говорил о бинарной роли религии, которая является и причиной невроза (обсессией) и средством спасения, благодаря ритуалам (компульсией). Он считал, что веру надо просто перерасти, как исторический этап.

Юнг так же видел в религии причину возникновения расстройств и способ излечения от них.

Фромм разделил религию на авторитарную, при которой человек утрачивает независимость, обретает группу и должен подчиняться правилам, и гуманистическую, при которой человек верит в первую очередь в себя и ставит большие цели, служа не только Богу, но себе и обществу в целом.

Плавно перетекая из прошлой темы, мы бы хотели порассуждать о вере и религии, где желания играют огромную роль. Начиная от безобидного желания верить, заканчивая желанием подчинять и властвовать, используя веру.

Начнем с разницы между религией и верой.
Религия- это набор неких правил, обрядов, ритуалов и т.д., а вера- это способность и готовность принять что-то, не пытаясь это доказать. Таким образом, вера может существовать без религии, без особых, отличающих одну религию от другой правил и сводов. В то время, как религия без веры не может похвастаться тем же.

У всех есть что-то такое, что в независимости от наличия или отсутствия доказательств кажется или является чем-то априорным. Исходя из этого, можно заключить, что атеистов, а вернее неверующих, в широком смысле не существует.
Атеисты верят что Бога нет, но из-за его трансцендентности это невозможно доказать, однако они в этом убеждены. Это ли не вера?
Все, что не касается фактов, не гарантированно- предположения либо оправдываются, либо нет.

Но, зачем нам вера?


Ее основой всегда служит надежда. Надежа на очищение, спасение или лучшую, следующую жизнь, как в случае с духовными религиями (Православие, Католицизм, Протестантизм).
Раньше жизнь была настолько тяжелой, что людям не оставалось ничего иного, кроме как верить в воздаяние после смерти. Вспомнить только войны, болезни, рабство и прочие ужасы.
Традиционная религия заверила людей в том, что их страдания не напрасны и будут вознаграждены. Массы умирали за свою веру.

Та же история с идеологическими религиями (Коммунизм, Фашизм), только они работают немного иначе, создавая веру путем создания убеждений и правил, следуя которым можно прийти к успеху и улучшению именно этой жизни.
Из этого выходит, что надежда является двигателем для какой-либо деятельности. Она нужна нам, как топливо.

Зачем же религия?


Неужели дело только в отчаянии? Или есть другая причина?
Суть религии не только в том, чтобы объяснить что-то, людей с ней связывает еще и
благодарность
Раньше, натыкаясь на неизвестное, люди испытывали чувства от удивления и восторга, до ступора и ужаса. Возможно, создание божеств было попыткой связать эти ощущения с физическим миром, также, как это делают творческие личности. (Бог- как результат творческой деятельности? Почему бы и нет?)
Таким образом, необузданная стихия обрела людской лик, а люди обрели своеобразное родство с той частью мира, которой не могли управлять.

Жизнь была короткой, за каждым углом таилась угроза. Подражая богам, люди обретали схожую значимость и силу. Считалось, что именно боги научили их строить дома, добывать пищу, что они управляли погодой, проявляя свое участие в истории человека. А люди испытывали благодарность и проявляли ее во всевозможных подношениях. (По К.Армстронг- «История Бога»)

Страх быть отвергнутым.
Мы примыкаем к чему-то, что поможет нам исправиться. Нести наказание за грехи не так ужасно, нежели не быть причастным к чему-то.

Мы приходим к религии за ответами и неким балансом. Она является для нас опорой и тихим местом, где можно подумать и успокоиться. Совершая определенные действия, мы будто усиливаем эффект веры. Религия- опиум для народа, да-да, привет Карл Маркс.
Однако ни саму веру, ни религию не стоит рассматривать только в негативном ключе. Она спасла не один десяток людей, подарила надежду, дала сил, в те моменты, когда ничего уже не работало.

Причина нелестных отзывов в сторону этих понятий кроется не в них, а в том, как люди их используют.

В этой статье мы рассмотрим именно ту, отрицательную сторону, которая является таковой исключительно по вине трактующих.

В чем разница между одаренным, способным заглядывать «на другую сторону» и человеком страдающим шизофренией?

Обратимся к шаманизму. Эти уникальные люди общались с душами мертвых, предавали послания из «того мира» в этот, ловили всякие сигналы из космоса и пользовались огромным доверием и уважением.
Неподалеку от них, как и во все времена, имелись те самые «шизанутые», покинутые Богом и обреченные на муки.
Оба, как шаман, так и бедолага- слышали голоса и видели образы, оба несли полнейшую туфту. Но, к одному прислушивались и причисляли его к святым, а другого насаживали на кол.
Почему?
Дело в правильной обстановке и подходящем времени.
Согласитесь, если ваш друг внезапно забьется в конвульсиях и обронит пару фраз о судьбе человечества, которое ему открылось, это, как минимум смутит. Но, если то же самое произойдет, скажем, в шатре у пророка...

В общем, контекст играет решающую роль. Структурированный бред кажется логичным, потому что вся окружающая атмосфера не дает повода усомниться.
Короче говоря, если вы слышите голоса тогда, когда от вас этого ждут или в подходящей и отвечающей вашему поведению обстановке, все нормально, это дар.

Именно поэтому, человек с бубном и варганом или увесистым крестом на груди, кажется нам особенным, знающим то, чего не знаем мы.
Нас невероятно легко обмануть.

Уроборос-Свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру - установить невозможно.
Уроборос-Свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру - установить невозможно.

Рассмотрим один интересный термин- авторитарная совесть. Это внутренний голос, диктующий, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Его часто называют совестью, но это не совсем так. Мы слышим слова человека, которого считаем выше себя. Со временем законы внешнего авторитета становятся нашими собственными и ответственность перед ним, сменяется ответственность перед собой, своей совестью, которая является очень эффективным регулятором поведения.
Если бы авторитет не существовал, у человека не было бы оснований его боятся, ослабла бы и совесть. Так, внешний образ влияет на человека, а его совесть на внешний образ, замыкая круг, так как она окрашена потребностью поклоняться, иметь идеал. Таким образом, авторитет приобретает элементы совести, его черты становятся идеализированными и более подходящими для закрепления. Вот и формула непоколебимой веры в идеальное нечто.

Основной постулат авторитарной совести- фундаментальное неравенство. Авторитет всегда обладает недосягаемым могуществом, до которого мы постоянно пытаемся дотянуться. Власть авторитета ставится под вопрос только, когда человек пытается сам стать творцом, но тут, ощущая свою зависимость, сама мысль о том, чтобы превзойти предмет своей веры- вызывает чувство вины. Очередной замкнутый круг.

Возможно, когда говорят, что вера исходит изнутри, имеют в виду этот мощный моральный ориентир. (По Э.Фромм- «Человек для самого себя»)

Этим, и другими приемами пользовались многие лидеры сект, одну из которых мы сейчас и рассмотрим.

Одна из самых известных, затертых до дыр, но от того не менее интересная и ужасающая история о Джонстауне, послужит отличным примером использования больным умом религии в корыстных целях.

Джонстаун или община смерти.

Джим Джонс, создавший общину под названием «Храм народов» преследовал благородную цель- объединить людей, стереть рамки, сдерживающие ту или иную группу по расовому признаку. Так же задевал и тему бисексуальности. В то время даже церковь не принимала некоторых людей, и он решил организовать свою собственную. «Общество, в котором нет бедных и богатых, в котором нет рас».

Собственно, название общины отражает идею христианского социализма.
Джонс проповедовал на улицах, люди тянулись к нему, как к спасителю.
Он помогал малоимущим, его люди ходили по домам престарелых, по школам и приютам. Привлекали всех лишенных и обездоленных.
Они с женой были первой парой, которая усыновила чернокожего мальчика (у них было 6 детей с разными корнями). Семья и деятельность Джонса прекрасно отражала его взгляды.

Джонс умело окутывал людей атмосферой заботы и вовлеченности, обещал людям лучшую жизнь. Не менее умело он опустошал кошельки верных прихожан.

Со временем на него начали поступать различные жалобы и обвинения. (Неуплата налогов, мошенничество и т.д.)
А, когда тучи совсем уж сгустились, он решил переселить свою общину подальше. Не нашел места лучше
джунглей Гайаны и обосновался там с последователями, которых было больше 900.

Участок земли отделенный от цивилизации. Теперь-то, можно было делать с людьми все, что угодно.

Как говорил сам Джонс- «У меня больше власти, чем у кого-либо, но моя сила зависит от вашей веры и вашей готовности служить».

«Храм народов» был полностью отрезан от мира. Поначалу Джим мотивировал всех улучшать свое положение. Были построены дома, школа, даже детский сад. Люди занимались земледелием и разводили скот. Равенство, единство, рай на Земле.

Но, постепенно он начал сжимать удавки на шее паствы: покидать территорию общины было строго запрещено, по периметру стояла охрана с оружием, при входе у всех отбирали документы и деньги. Он заставил членов общины подписать фальшивые признания в разного рода преступлениях (от воровства до педофилии и убийств), ввел систему наказаний. Ему нравилось наказывать людей. В своем королевстве- «Джонстаун», он мог все.

Люди начали постепенно понимать куда попали и некоторые осмелились сбежать, после чего у Джонса разыгралась не хилая тревога и паранойя. Пастырь к тому моменту пристрастился к наркотикам. Начались бредни о слежке, он запугивал людей и активно пропагандировал суицид, как способ освободиться от ужасов притесняющего их всех, мира. Маленький рай стал концлагерем.

Он постоянно нагнетал, выдумывал ужасные истории, поднимал всех среди ночи с криками о нападении. Издевался, как мог, все были истощены, не спали и не ели. Такими темпами, масса начала соглашаться с идеей о самоубийстве.

К счастью, родственники потерянных под гнетом Джонса, неустанно сообщали в газеты и обращались к кому только можно. В Гайану направился Лео Райан (американский политик и конгрессмен). Из страха люди не выдали всех тех ужасов, что происходили в Джонстауне, но одна-две записки с мольбой о помощи дошли до Лео. Собрав людей, он должен был покинуть Гайану, но посыльные Джима всех расстреляли. После чего пастырь объявил «белую ночь». Забив последний гвоздь словами о том, что теперь их никогда не оставят в покое, он начал раздавать людям яд. Сперва отравили детей, после чего землю «маленького Рая на земле» начали осыпать тела взрослых.
До сих пор точно не известно количество погибших в тот день...

Вот так, харизматичный человек, умно сыграв на человеческой слабости внес свою лепту в «проблему перенаселения».

Над статьёй работала команда G64.

\\\\\Пишите Ваше мнение !

Ставьте палец ВВерх,

Если было интересно !