Найти тему
АльбертычЪ info

История кроссовок Nike Cortez спустя 50 лет после их выпуска

Оглавление

История о том, как обувь, названная в честь конкистадора, стала основной частью стиля чикано.

В наши дни кроссовки Nike Cortez («Найк Кортес») распространены повсеместно. Сейчас Nike сотрудничает с моделью Беллой Хадид, рэп-исполнителем Кендриком Ламаром и сериалом «Очень странные дела» («Stranger Things») от Netflix. К этому моменту компания уже выпустила более 700 моделей обуви. Благодаря логотипу в форме галочки, который заметно выделяется на обуви, а также узорчатой подошве, кроссовки Nike являются очень популярными на протяжении уже нескольких поколений.

Первые кроссовки были выпущены в 1972 году, и в течение нескольких лет они являлись основным продуктом компании. Nike Cortez стали частью поп-культуры, их обувал Форрест Гамп, персонаж одноимённого фильма, для того чтобы совершать свои забеги, а также Уитни Хьюстон, когда пела национальный гимн на Суперкубке в 1991 году.

Уитни Хьюстон надела пару Nike Cortez, чтобы спеть национальный гимн на Суперкубке 1991 года.
В эпизоде ​​«Ангелов Чарли» Фарра Фосетт на скейтборде в обуви Senorita Cortezes, предназначенная для женщин.
Уитни Хьюстон надела пару Nike Cortez, чтобы спеть национальный гимн на Суперкубке 1991 года. В эпизоде ​​«Ангелов Чарли» Фарра Фосетт на скейтборде в обуви Senorita Cortezes, предназначенная для женщин.

Начало истории

Изначально это был стартап, который не производил собственную обувь. Он даже назывался по другому – не Nike, а Blue Ribbon Sports («Блю Рибон Спортс»). Его основали Билл Бауэрман, легендарный тренер по лёгкой атлетике из Орегонского университета, и Фил Найт, бизнесмен, которого когда-то тренировал Бауэрман.

После создания компании, Билл и Фил занимались в основном розничной торговлей. Blue Ribbon подписала контракт на распространение обуви, которую производила японская компания Onitsuka Tiger («Оницука Тайгер»), в то время она активно пыталась вывести свою продукцию на американский рынок.

Как появилось название Cortez

В 2016 году Фил Найт издал мемуары под названием «Продавец обуви» («Shoe Dog»). Он написал, что в 1967 году компания Onitsuka выслала Биллу Бауэрману и Филу Найту прототип обуви, так как им были нужны предложения по поводу названия этой их новой модели. И так как довольно скоро в Мексике должны были проходить олимпийские игры 1968 года, Бауэрман решил назвать их «Ацтеки», как дань уважения мезоамериканцам, населявшим когда-то территорию этой страны.

Но была одна проблема —  Adidas уже выпускала к тому времени кроссовки под названием Azteca Gold. И эта компания грозила подать в суд, если название не будет изменено, поэтому вариант «Aztec» был исключен.

В своей книге Найт описывает, как обувь в конце концов обрела своё название:

Меня это привело в ярость, я поехал на гору к дому Бауэрмана, чтобы всё обсудить. Мы сидели на широком крыльце и смотрели вниз на реку. В тот день она сверкала словно серебристый шнурок. Билл снял кепку, снова надел её, потёр своё лицо и спросил: «Как звали того парня, который выбил дерьмо из ацтеков?». Я ему ответил, что его звали Кортес. И он пробормотал: «Ну хорошо, назовём их Cortez».

И раз уж название Aztec использовать запретили, они решили назвать кроссовки в честь человека, который победил ацтеков и захватил их столицу Теночтитлан. Этим названием кроссовок в честь конкистадора Эрнана Кортеса, Blue Ribbon показали Адидасу, что собираются совершить прорыв в мире обуви. Название Nike Cortez было отсылкой к злодеяниям колонизации.

На тот момент Blue Ribbon даже не предполагали, что Cortez окажется не только одной из самых важных моделей компании, но и станет одними из самых культовых кроссовок двадцатого века, такими же легендарными, как и Chuck Taylor All Stars («Чак Тейлор Ол Старс») и Adidas Stan Smith («Адидас Стэн Смит»).

Cortez в наши дни

Кроссовки стали очень популярными сразу же после их выпуска, благодаря чему компания смогла достичь прогнозируемой выручки уже к концу года. Спрос на них был настолько высок, что Blue Ribbon столкнулась с целым рядом проблем, касающихся запасов и доставки материалов для производства обуви.

Найт подробно описал это в своих мемуарах:

Кроссовки были невероятно популярными. Мы подсадили людей на эту обувь, сделали их настоящими наркоманами «Кортеса», и теперь мы не могли удовлетворить спрос. Это вызывало недовольство и гнев по всей цепочке поставок.

Когда компания стала производить свою собственную обувь и решила переименовать её в Nike, компания Cortez стала одной из тех немногих моделей, которые стали предметом судебного разбирательства между Blue Ribbon и Onitsuka. Обе компании хотели сохранить права на это название, так как это были одни из самых популярных кроссовок в Америке. В конце концов Nike выиграла процесс и получила права на Cortez, а японской компании разрешили продолжить производство собственной версии кроссовок под названием Corsair («Корсер»).

Модель, известная сейчас как Nike Cortez, была представлена компанией в 1972 году. Её дизайн сохранял в себе почти все те же элементы, что и оригинальный Кортес, лишь логотип японской компании был заменён на широко известную сейчас галочку. Спустя пятьдесят лет после их выпуска главный дизайнер «Найка» Джон Хок заявил, что эти кроссовки являются важной частью культуры компании. В своём  выступлении на Национальном Общественном Радио он сказал, что Nike Cortez является квинтэссенцией их философии дизайна.

Ник Энгвалл, основатель и ведущий подкаста Sneaker History («Сникер Хистори»), сказал:

Я начал их носить в основном потому, что они были недорогими. Мне хотелось, чтобы на моей обуви была галочка, и «Кортесы» отлично удовлетворяли это моё желание, и при этом мне не нужно было тратить 100 долларов на пару Nike Air Jordans.

Энгвалл ведёт шоу о новостях и событиях в мире кроссовок, и «Кортесы» стали для него отличным сочетанием модного внешнего вида и доступной цены.

Фото: Эстеван Ориол
Фото: Эстеван Ориол
Фотограф Эстеван Ориол документирует жизнь в Лос-Анджелесе.
Фотограф Эстеван Ориол документирует жизнь в Лос-Анджелесе.

Cortez как культурный символ

В 1980-х годах «Кортесы» стали ассоциироваться с Лос-Анджелесом. На этом этапе истории компания Nike уже глубоко укоренилась в Южной Калифорнии. И хотя первый торговый центр Blue Ribbon Sports открылся в Санта-Монике, к 1973 году четыре из десяти универмагов Nike располагались в Городе Ангелов.

«Кортесы» стали визитной карточкой города. Как сказала Nike: «Со временем силуэт кроссовок стал основным элементом городских парков, автомобильных клубов и школьных дорог». Благодаря классическому дизайну, простой цветовой гамме и доступной цене, эта обувь стала отличным выбором для рабочего класса и семей с низким доходом.

Кроссовки довольно быстро и глубоко проникли в общины чернокожих и латиноамериканцев в Южной Калифорнии. Самым популярным представителем обуви был, пожалуй Eazy-E («Изи-И»), чьи «Кортесы» стали неотъемлемой частью его образа гангста-рэпера. Именно тогда эти кроссовки стали носить члены различных банд. Благодаря своему базовому дизайну и широкой доступности, кроссовки легко вписывались в униформу любой банды. И это всё происходило в Лос-Анджелесе в эпоху роста преступности и широкого распространения крэка.

Рэпер Eazy-E позирует для портрета в Nike Cortez в апреле 1989 года на Юнион-сквер в Нью-Йорке.
Рэпер Eazy-E позирует для портрета в Nike Cortez в апреле 1989 года на Юнион-сквер в Нью-Йорке.

Впрочем такая связь с бандами стала довольно неприятным пятном для «Кортеса» — в интернете и сейчас можно встретить людей, которые спрашивают, безопасно ли носить эту обувь и в каких районах её можно обувать, не подвергая себя опасности. Как говорит Эстеван Ориол, фотограф, документирующий жизнь и культуру Лос-Анджелеса:

В те времена вы точно знали, кто является членом банды. Если на ком-то надеты «Кортесы», широкие 501е джинсы и белая футболка, то это сто процентов член банды. В 80е и 90е многие пацаны из районов носили их. Если кто-то надевал их в школу, то его заставляли идти домой и переобуваться, так как эти кроссовки были связаны с бандой.

Так же как белые футболки, штаны «дикисы» и банданы, «Кортесы» стали знаком того, что ты можешь быть членом банды и что с тобой не стоит связываться. Но эту обувь носили не только члены банды, она имела широкую популярность среди простых людей. Но никто не любил эти кроссовки так сильно, как латиноамериканцы в Южной Калифорнии. В 80х и 90х годах «Кортесы» стали неотъемлемой частью уличной одежды чикано. Эта обувь не только диктовала моду, но и была также символом стойкости.

Алексис Кинтеро, дизайнер и креативщик из Восточного Лос-Анджелеса, в партнёрстве с Nike  создавала линию одежды с рисунками пейзажей этого города. По её словам, чикано, среди которых она росла, буквально взяли эту обувь и сделали её своей собственной. Как говорит Кинтеро:

Образ обуви стал таким мощным, что увидев её на ком-то понимаешь, с этим человеком лучше не шутить. Это имеет огромную символичность для нас и даёт понимание того, что значит быть чикано.

Понимая это, компания выпустила также версии кроссовок, посвящённые двум праздникам: Дню Мёртвых и Месяцу национального латиноамериканского наследия.

Nike Cortez El Altar
Nike Cortez El Altar

Что таит в себе название

И хотя эта обувь названа в честь конкистадора, она стала мощным культурным символом для потомков народа, который он когда-то покорил. За годы, прошедшие с момента создания «Кортеса», культурные ценности и взгляды кардинально изменились. Вопросам, связанным с расой, полом и сексуальной ориентацией стало теперь уделяться гораздо больше внимания, чем когда либо прежде. По этой причине Nike Cortez неоднократно мог стать объектом возмущения или даже кандидатом на переименование, но этого не произошло. Это частично связано с тем, что история кроссовок малоизвестна, частично с тем, что многие не считают название обуви чем-то важным.

Майлз Колтрейн родился в Орегоне, но вырос в Лос-Анджелесе. Он начал коллекционировать Cortez ещё подростком, и на сегодняшний день у него уже более сотни пар. Для него происхождение названия обуви вовсе не имеет значения. Он говорит:

Ни члены моей семьи, ни мои друзья, ни их друзья никогда не видели в этом проблемы. Я тоже не вижу в этом никакой проблемы. Мы воспринимаем это лишь как некую культурную символику, которой, по сути, это название и является. На самом деле я не знаю никого, кто бы отказался носить обувь из-за названия или истории, стоящей за этим названием.

Для Колтрейна обувь ассоциируется с его семьёй и обществом, в котором он вырос. Как он сказал:

Я по прежнему поддерживаю связь со многими членами моей большой семьи, моими двоюродными братьями, моими дядями. И знаете, всякий раз, когда я смотрю их фотографии, я вижу эту обувь «Найк» и эту большую галочку. Для меня это всегда было самой крутой вещью.

В обширном каталоге компании Nike есть одна модель, которая особенно выделяется из всех прочих. Это серия обуви, выпущенная в сотрудничестве с татуировщиком и художником-граффити из Лос-Анджелеса Марком Мачадо, более известным как Мистер Катун (Mister Cartoon). Он обрёл международную репутацию благодаря своему искусству, воспевающему Лос-Анджелес, культуру чикано и всё, что находится на их стыке.

Мистер Катун сотрудничал с «Найком» в создании нескольких моделей Cortez, а на одной из них он воплотил в жизнь историю названия «Кортес». Он убрал логотип Nike и заменил его головой ацтекского воина с некоторыми чертами европейца. Такой образ смеси двух рас прославляет группу людей, которые вышли из колонизации.

Как говорит Катун:

Я хотел отобразить на обуви чикано, рождённого на этих землях, но находящегося под влиянием другой страны, поэтому я поместил это изображение сбоку. Это действительно значимая вещь для обуви. На самом деле это просто отображает наследие и коренных жителей.
Эта версия обуви Cortez была разработана художником Mister Cartoon.
Эта версия обуви Cortez была разработана художником Mister Cartoon.

За 50 лет своего существования Nike Cortez прожил немало жизней и сменил множество ликов, от спортивной обуви и кроссовок общего назначения до неотъемлемого элемента индустрии развлечений. Но самые сильные ассоциации с ними носят сегодня гораздо более личный характер.

Как сказал Майлз Колтрейн:

Иногда мне кажется, что любой латиноамериканец в США знает кого-то из Лос-Анджелеса, кто носил эту обувь. Вы можете увидеть её на случайной фотографии в фотоальбоме вашей бабушки или где-то ещё, так как эти кроссовки очень распространены. Это ода тому, откуда происходит моя семья, ценностям, с которыми я вырос. Для меня очень важно просто сохранять эту традицию.

У многих эта обувь вызывает чувство благоговения и ностальгии — не только по самой обуви, но и по общинам, в которых она была культовой.

По материалам: https://statusmen.ru/style/nike-cortez-50-anniversary-history