Найти в Дзене
Татьяна Трофимова

«Алешкина любовь» — фильм, который начали снимать без главного героя

Оглавление

А сразу после премьеры чуть не «положили на полку»…

Сценарий «Чужая любовь»

В 1959 году успешный уже сценарист Будимир Метальников предложил киностудии им. Горького сценарий «Чужая любовь» — лирическую историю о любви и советских геологах.

Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960
Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960

Сценарий студии не понравился. Даже успешный опыт совместной работы над фильмами «Простая история» и «Отчий дом», не смог повлиять на решение. Рукопись передали на «Мосфильм», который тоже был не в восторге от истории, но сценарий в работу принял.

В 1960 году после большого количество правок и смены названия, фильм наконец запустили в производство. Он стал дебютом сразу для двух режиссеров: Семён Туманов и Георгий Щукин, первый — театральный актер, второй — архитектор, только что закончили Высшие режиссерские курсы.

Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960
Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960

Как искали Алешку

На главную роль худсовет «Мосфильма» предложил сразу пять актеров, среди которых больше всего шансов было у двух Леонидов — Харитонова и Куравлёва. Но режиссеры продолжили поиски: кастинги, пробы, списки выпускников ВГИКа, картотеки киностудий…

Алешку искали так долго, что съемки пришлось начать без утвержденного главного героя.

Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960
Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960

На самом деле режиссеры давно решили, что роль должен сыграть третий Леонид — Быков, которому на тот момент был уже 31 год. Именно его пробы показались Туманову и Щукину самыми удачными.

Вот только сам актер от роли категорически отказался. Аргументов было два: Быков критически относился к собственной внешности, поэтому и к роли влюбленного Ромео отнесся с сомнением.

И только после длительных уговоров, Леонид Федорович, все-таки, уступил, ведь сценарий ему сразу понравился.

Зина

Не меньше хлопот было и с главной героиней Зиной.

Самые удачные пробы были у Изольды Извицкой, Ии Арепиной и Людмилы Гурченко. По фотографии из картотеки была найдена Александра Завьялова, которую тоже неоднократно приглашали на пробы, но Александра только что поступила в Брестский драматический театр, куда была направлена по распределению, и от предложения отказывалась.

Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960
Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960

Только определившись с главным героем, режиссеры поняли, что именно она — лучшая кандидатура. Под напором уговоров актриса сдалась, оставила театр и приехала в Москву.

От запрета фильм спасли зрители и Фурцева

Про съемки, которые проходили в Феодосии, вся съемочная группа долгие годы вспоминала самыми теплыми словами. Фильм снимался быстро, легко и в очень дружеской обстановке.

Кадр со съемок фильма «Алешкина любовь», Феодосия, 1960
Кадр со съемок фильма «Алешкина любовь», Феодосия, 1960

Кто бы мог подумать, что эта простая и добрая история сразу после премьеры получит шквал критики от чиновников.

В коллективном письме членов горкомов и отделов пропаганды в адрес министра культуры Екатерины Фурцевой говорилось, что фильм позорит не только профессию геологов, но и всю советскую молодежь, что на экране мы видим неуважение к женщине и друг к другу, а все герои, кроме Алешки, сплошь отрицательные. Заканчивалось письмо требованием запретить картину.

Фурцевой пришлось лично посмотреть фильм, чтобы убедиться, что письмо сильно преувеличено. Последним аргументов в пользу фильма были мешки писем от благодарных зрителей…

-6