Какое-то время назад по просторам интернета гулял скан методички, утвержденной одним из провинциальных обкомов ВЛКСМ, со списком "идейно вредных" западных групп и музыкантов, в текстах которых местные комсомольские цензоры обнаруживали... Ой, да чего они только там не обнаруживали: фашизм, вандализм, панк, насилие и (оу май!) аж целый сэгс, которого в СССР, как известно, не было и быть не могло. Инфу предписывалось довести до всех дворовых диджеев, дабы те помнили, что партия бдит и в угаре не поставили на деревенских танцульках каких-нибудь насильников Скорпионс, неофашистов Кисс или, прости господи, потаскуху Тину Тернер.
Но если вы думаете, что монополия на запреты принадлежала Политбюро, то отнюдь. По ту сторону железного занавеса, в самой колыбели свободы слова в то же самое время вырос монстр, рядом с которым комсомольские активисты выглядят играющимися в куличики. И имя этому монстру - родительский комитет музыкальных исследований (PMRC). И у него был свой список с преферансом и куртизанками!
Триггером к проблеме послужил, казалось бы, проходной эпизод. Жена будущего вице-президента (а тогда еще сенатора) А.Гора, Типпер, коротая одинокий вечерок перед телевизором, внезапно увидала на экране огромного рыжего (свят, свят!) чорта в одном из бесчисленных клипов, круглосуточно крутившихся на МТВ (на это есть забавная отсылка у Cinderella в клипе Shelter Me). Чуть не подавившись круасаном, она обзвонила своих товарок, поделившись с ними увиденным ужасом, и, собравшись в кружок, жинки республиканских партийных бонз (вот он, самый что ни на есть трушный вашингтонский обком!) постановили: 1) создать комитет по спасению потерянного поколения; 2) объявить крестовый поход против метала, попсы и МТВ.
Требовали всего-то ничего: создать возрастной рейтинг для музыкальных альбомов. Потом, посовещавшись, решили ещё и обязать клеить на конверты пластинок ярлыки с предупреждением для родителей о том, что при прослушивании можно услышать, как взрослые дяди ругаются нехорошими словами и поют про всякое такое. Затем выпили посовещались еще немного и решили и все эти волмарты обязать продавать альбомы с откровенными обложками в непрозрачных пакетах, а еще лучше – если и вовсе не выкладывать их на витрины. Ну и наконец рекорд-лэйблам пересмотреть контракты с артистами, у которых в песнях выявили «интересный» контент, да и вообще не транслировать вот это вот всё по МТВ и радио. Ну а чего мелочиться-то?
Забавно при этом, что спонсировал весь этот шабаш хозяин популярной американской пивоварни Coors.
В накатившем приступе мазохизма, Типпер и Ко отсмотрели и отслушали контент МТВ и составили свой хит-парад, ставший известным как «15 Мерзостей» и включавший Принца, Мадонну, Motley Crue, AC/DC, Def Leppard, WASP, Twisted Sister, Black Sabbat, Judas Priest и еще нескольких деятелей помельче масштабом, но не менее мерзких по сути.
Мажорные лэйблы, дабы не будить лихо, пошли у PMRC на поводу и добровольно согласились на наклейки с предупреждением о контенте, который (как говорил в таких местах один почивший классик американоведения, наберите в легкие побольше воздуха) «некоторыми слушателями мог бы быть расценен как потенциально оскорбительный». Но предварительно Сенат постановил провести слушания по вопросу, который с легкой руки окрестили пopнo-роком.
И вот летом 1985-го наконец-то нашедшие для себя смысл жизни ханже-мамки, вместо того чтобы на деньги мужей-сенаторов загорать в Малибу, двинули со всем этим багажом качать права в Сенат. Противостоять им вызвались гитарный гений Фрэнк Заппа, лицо, голос и волосы Twisted Sister Ди Снайдер и кантри-певец Джон Денвер.
Душнилы из PMRC в качестве пруфов помахали в воздухе конвертами альбомов Def Leppard и W.A.S.P. и предъявили клипы Hot for Teacher Ван Халена и Twisted Sister’овский We're Not Gonna Take It, резюмировав, что вот-де раньше-то Элвис какой лапочка был - одни лишь тонкие намеки, а теперь эти волосатые где стоят, там и валят. И вообще вокруг только «б-дство, разврат, наркотики» и надо что-то с этим делать.
Дабы усилить эффект от сказанного и показанного, подтянули профессора музыки с Рен-ТВ из Техасского университета, который прочитал лекцию на тему «Хэви-метал – не джаз, а музыка насилия и ненависти» и заботливо навешал на уши припасенную лапшу о способности музыки влиять на поведение.
Сторона ответчиков парировала это тем, что любые ярлыки – это цензура, которая нарушает гражданские права и свободы и не приемлема в американском обществе и сравнила PMRC с нацистами, в свое время сжигавшими книги. Фрэнк Заппа высказал предположение, что вся буча – это лишь прикрытие для принятия закона о налоге на пустые носители, лоббировавшегося рекорд-лэйблами. Ди Снайдер, в песнях которого PMRC раскопали пропаганду садомазо и насилия, заявившись в сенат в джинсовке с нашивками и с распущенной копной своей пергидролевой завивки, сходу заявил, что "единственные садомазохизм, рабство и насилие - в мозгах у миссис Гор".
В итоге, американская ассоциация рекорд-индустрии (RIAA) таки согласилась печатать наклейки. Правда, без классификации пороков, как изначально желали PMRC, а по единому штампику, который всем нам теперь хорошо знаком.
Эти слушания были лишь одним, хоть и самым ярким эпизодом. PMRC продолжали кошмарить артистов на протяжении всего последующего десятилетия, забрасывая их судебными исками. Противостояние было отражено в документалке Пенелопы Сфирис «Упадок западной цивилизации. Часть 2», в котором она показала лос-анджелесскую глэм-сцену конца 80-х. Изначально Пенелопа хотела, чтобы лидер WASP Блэки Лоулес поучаствовал в дискуссии с Типпер Гор, и тот с интересом на это откликнулся. Но буквально за пару дней до съемок Типпер, вероятно, полагая, что Блэки придет на дебаты с бейсбольной битой, а то и вовсе с бензопилой, соскочила. В итоге, как мы знаем, фильм приобрел свою пьяную изюминку в виде соратника Блэки Криса Холмса, но и другая сторона не отставала – женщина-офицер из службы надзора с суровым бровями и не менее суровой помадой на губах сокрушается, показывая отнятые у подростков напульсники и чокеры, трясет на камеру кассетами Iron Maiden и Ozzy и с серьезным видом распедаливает рецепт, как в рокерской «козе» разглядеть библейское число зверя.
Сегодня наклейка «Parental Advisory» уже утратила изначальный смысл и стала частью истеблишмента. Её можно встретить где угодно: на майках, кепках, кружках. Теперь это где-то между лого Кока-Колы и портретом Че Геварры.
Большинство сходятся во мнении, что она не только не сработала как замышлялось женами сенаторов, но и наоборот, сыграла роль эффекта Стрейзанд, только увеличив продажи пластинок.
Сама же Типпер Гор стала анекдотичным персонажем.
В стремлении высказать ей всё, что о ней думают, объединились все, и в своём творчестве не потоптался на ней только ленивый. Говоря утрированно, у каждого уважающего себя металиста, рэпера или панка на рубеже десятилетий должна была быть песня о PMRC или посвященная лично Типпер.