И не только ему. Всему его полку, бойцам и командирам, сражавшимся на последнем рубеже. Я не буду повторять историю о "полку, которого, как бы и не было". Расскажу о его командире, ибо до самого пленения он сражался вместе со своими бойцами, и, даже не пытался "эвакуироваться".
Ему было уже достаточно много лет. Он 1896 года рождения. На службе с 1919 года. В 1936-м награжден орденом Ленина. На войне с первых дней.
По мнению некоторых "специалистов" : "Шемрук Николай Герасимович. Полковник. Погиб 13.11.1941 г. под Севастополем, на высоте с отметкой 440.8". Глупость несусветная.
Но один раз его, действительно, похоронили
Но он выжил. История такова:
5 августа 1941 года, когда в Севастополь из Керчи был переведен запасной артиллерийский полк береговой обороны, командиром которого был назначен полковник Шемрук.
Из воспоминаний командира полка Н.Г.Шемрука: «…30 июня (1941 года) меня назначили инспектором артиллерии Николаевской военно-морской базы, где мы с полковником Бойко занимались вооружением гражданских судов…21 июля я получил указание прибыть в г.Керчь и принять запасный артиллерийский полк БО от командира А.А.Хлябич (героически погиб в Новороссийском десанте). В полк сплошным потоком прибывали мобилизованные и тут же направлялись на комплектование других частей. … 5 августа полк был направлен в Севастополь в распоряжение коменданта береговой обороны П.А.Моргунова. Штаб полка, санчасть, команда связи, пульрота, прожекторная команда разместились в старых казармах у Исторического бульвара (казармы бывшего Белостокского полка).
13 ноября 1941 года их полка убыл практически весь состав и 18 ноября 1941 года полк расформировывают. Н.Г.Шемрук после этого командует различными сводными частями, пока не возникла необходимость возродить полк.
Расчеты дотов и дзотов сначала отдали армейцам, затем, флот забрал своих бойцов назад, в береговую оборону главной базы. Встал вопрос, куда зачислять офицеров? Свободных штатов в Береговой обороне не было. Тогда-то и вспомнили о незакрытых штатах запасного артиллерийского полка и штатах шести управлений дотов и дзотов.
Боевых офицеров и краснофлотцев, выживших в мясорубке зимнего штурма, просто формально оформили в "запасные" (достаточно отметить, что 4-м батальоном пока стал легендарный батальон электромеханической школы под командованием И.Ф.Жигачева). Ладно, это предыстория.
Остатки полка дотов и дзотов с 30 июня 1942 года составили костяк обороны на "линии прикрытия эвакуации" ("линии Камьеж" ). Н.Г.Шемрук был назначен комендантом центрального участка этой линии. Левее занимали позиции остатки 25-й сд, правее 95-й сд.
Остатки полка удержали свои позиции, не удержались соседи, пришлось отходить. После отхода Н.Г.Шемрук командовал левым флангом обороны на мысу Лебяжий.
И.С.Маношин в книге "Героическая трагедия" пишет: "Старший лейтенант Г. Воловик подтверждает, что действительно на рассвете 2 июля после ухода катеров, какой-то командир в плащ-палатке с орденом Ленина на груди призывал всех, у кого есть оружие и боеприпасы, присоединиться, чтобы пробиться в горы через Балаклаву". На военно-научной конференции в Севастополе Георгий Антонович Воловик, бывший командир зенитной батареи, встретил Н.Г.Шемрука и узнал его. Это был именно он.
Последний свой бой он принял 4-го июля 1942 года на аэродроме. По воспоминаниям он повел в контратаку сводный отряд из остатков своего подразделения и зенитчиков, но противник ввел в бой штурмовые орудия, бороться с которыми было уже нечем.
Потом была подпольная борьба в концлагере, потом освобождение.
А потом, на конференции им были сказаны достаточно странные слова:
"Много раз я писал представление на награждение моих боевых товарищей. Полк был расформирован, и за подвиги их представить к наградам было некому. Ответы были неутешительны: "запасной части боевые награды не положены!""
Казалось бы казуистика, но...
Законы бюрократии незыблемы: "Не положено!". Документы на свой орден Ленина, полученный в 1936 году, он восстановил только в 60-е годы. Кроме этого ордена его наградили только медалью "За победу над Германией", а и то спустя много лет.