Найти тему
Вектор Д

Прощай Украина!

Яндекс картинки
Яндекс картинки

«Где хохол, там еврею делать нечего» – любил говорить мой тесть, когда ему удавалось провернуть удачную операцию для своей машины. Хохлом называли его в гараже, где он проводил все свободное время, улучшая свою «Победу». Гараж, в то время, был элитным местом владельцев личных автомобилей, которые так трудно было приобрести тогда. Так что тесть, родившийся в Харькове, служивший в Москве во время войны и оставшейся в ней после, тем не менее, чувствовал себя украинцем и даже иногда одевал свою любимую вышиванку. На дружеское – хохол, никогда не обижался, называя в свою очередь других – кацапами, или москалями, на что обид тоже не было.

На своей «Победе» он нас с женой несколько раз возил по Украине, через родной Харьков, под Одессу и в Крым отдыхать. Это были интересные поездки по большой родине, называемой Советский Союз. Потом, уже после института, командировки в Феодосию и Севастополь, Киев и Запорожье. В общем, с Украиной были тесные контакты и, когда распался СССР, не верилось, что вот так просто это все может быть порушено.

Но все оказалось драматичней. Соседняя страна стала строить свое государство. Благо, наследство от СССР Украине досталось знатное: и язык свой был; и территория; и промышленность; и плодородная земля; и благодатный климат. Многие жители СССР, стремились отдохнуть, из своих суровых мест, в Крыму и Одессе. Все сулило светлое будущее Украине. Большинство так и думало, завидуя ей. Успокаивало только то, что казалось, что все же, крепкие связи не порвутся, и будет Россия с Украиной, что-то вроде Европейского союза. Когда все национальные атрибуты были на месте, но национальных границ не было и можно было бы проехать от Мурманска до Одессы, как в Европе от Копенгагена, до Лиссабона, благо, русский язык все понимали. Да и валюта могла быть одна, гривна ли, рубль ли, какая разница, как называется. Суть то одна - денежная единица, на которую можно было бы купить хоть батон хлеба, хоть домик у моря.

Но реальность, как на самом деле и бывает в жизни, оказалась прозаичнее и жестче. Благостные обещания, раздаваемые населению, строителями новых государств, на деле оказались тривиальной борьбой за власть, в которой побеждал самый циничный и беспринципный. Хотя нет, принцип все-таки был - конвертировать власть в деньги, которые в свою очередь обеспечивали власть и безбедное существование. Этот основной принцип процветал во всех новообразованных государствах, что с богатой историей, что с историей, определяемой только временем советской власти, собственно, и сформировавшей эти государства. Вот к этим последним и принадлежала Украина, государственные границы у которой сформировались благодаря революции 1917 года и второй мировой войне.

Было, правда, в этой картине одно темное пятно, портившее благостную картину нового государства. В Крыму, случайно доставшемуся Украине в 1954 году, находилась крупная военно-морская база СССР - Севастополь, не входивший административно в состав Крыма. Но за годы советской власти все так привыкли к условной форме государственности республик, входившим в состав СССР, что казалось, что это не имеет значение. Да вот только при реальном разделе, принцип - "что мое, то мое", оказался вполне реальным, и база ушла к Украине. Первоначально, на фоне эйфории вечной дружбы с Западом, доконавшим СССР холодной войной, этому не придали должного внимания, да вот только, потом это стало серьезным камнем преткновения.

Хитрые интриганы, выпестованные партийной номенклатурой СССР, быстро прибрали власть к своим рукам, с энтузиазмом занявшись строить капитализм на обломках социализма, который сами строили и сами развалили. Поступаться своими интересами, в угоду эфемерных интернациональных или союзных договоренностей, им было не с руки. Все, что можно было использовать как инструмент давления и торговли, использовалось по полной. Севастополь стал орудием шантажа. 25 летний договор, по которому севастопольская база использовалась совместно Украиной и Россией, подходил к концу, и у России не оставалось базы на Черном море. Новороссийский порт никак не мог заменить Севастополь с его многовековой военной инфраструктурой, правда, пришедшей в упадок за время нахождений в составе Украины, но все равно, сохранившей свою мощь. Украина не хотела видеть и понять заинтересованности России в базе, позволявшей играть ей весомую роль в мире. Это был серьезный просчет Украины, демонстрировавшей свою независимость и заявлявшей о своей прозападной ориентации.

Недальновидные позиции как России, считавшей что Украина "никуда не денется", так и Украины, в свою очередь считавшей, что с Россией можно не считаться, так как Запад и сильнее, и богаче, приближали стороны к конфликту. Разногласия росли, сменявшие друг друга украинские президенты, никак не могли найти оптимальную форму взаимодействия с Россией. Шальные деньги кружили голову, возможность распоряжаться богатой, но нищавшей, с каждым новым президентом, страной, было увлекательно.

Кризис взаимоотношений настал в 2014 году. Удачно провернутый Западом переворот в Киеве, оказался удачным и для России, вернувшей Крым под свою юрисдикцию при помощи "вежливых людей" и скорого референдума. Казалось, открывались новые возможности во взаимоотношениях. Россия получила желанный Крым и базу на вполне законных, по прецеденту в Косово, основаниях, а в Киеве установился националистический режим, которому пророссийский Крым, серьезно мешал строительству молодого национального государства. Однако, события в Донбассе, приведшие к многолетнему вооруженному противостоянию, серьезно вмешались в эту возможность.

На фоне потерь, обиды Украины вылились в крайние формы национализма, сплотившего нацию. Это очень напоминало, то, что произошло в Германии после первой мировой войны, где она потерпела поражение и получила унизительные условия капитуляции. Легитимный приход Гитлера в 1933 году к власти и его опора на крайний национализм и реваншизм, позволил в течение короткого времени, не только возродить страну, но и начать успешную агрессию на страны Европы, подчинив почти все их себе. Это показывает, насколько идея национализма сплачивает нацию и насколько она опасна, особенно при дисциплине нации, завороженной пропагандой.

Взятый Украиной упор на национализм нуждался в сплачивающей идее, и такой идеей стала идея тотальной вины России и русских в том, что Украина не состоялась как государство. Выбрать врагом европейские страны было невозможно, так как Украина стремилась в богатую Европу, где, как ей казалось, у страны будет процветание. Да вот только для того чтобы стать европейской страной, или как Япония, на что Украина претендовала и имела, если учитывать советское наследство, основания, надо было много и упорно трудится и дружить с соседями. А вот с этим были проблемы. Недаром, единственному вменяемому президенту Украины - Кучме, приписывают слова: "Чтобы быть, как Япония, украинцам надо стать, японцами", что у страны никак не получалось. Тотальная коррупция и воровство стало её визитной карточкой. Страна с упоением растаскивала богатое советское наследство. Премьеры и президенты обогащались, как за счет своей страны, так и России. Так на митинге, под одобрительный гул толпы, одна из премьерш призналась: - Да! Я воровала, но я воровала у москалей!

При капитализме, основанном на идее обогащения, коррупция является его неотъемлемой частью и ее невозможно искоренить, а можно только подавить силой государства, или ввести в какие-то рамки, как например, лоббизм в США. Но когда высшие деятели государства поддерживают коррупцию, становясь сами активными её участниками, у такого государства будущего нет. Кредиты зарубежных фондов, разворовываются и загоняют страну в еще большие долги, подчиняя ее богатым странам, что и произошло с Украиной, попавшей в прямую зависимость от США.

В такой ситуации, русофобия позволяла очень многое списывать на происки России, укрепляя единство нации, обогащаясь за её счет, раздувая конфликт. У России также были свои резоны к Украине. Порушенные связи после 14 года больно ударили по многим отраслям, и вернуть эти связи мирным путем не удавалось. Украина не шла на сближение, и конфликт с Россией становился неизбежным. Слишком много накопилось противоречий, слишком непримиримыми были позиции, слишком много амбиций и интересов сплелись в один взрывоопасный клубок.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Военная спецоперация, после грозных предупреждений на многих уровнях, которые Украина не услышала, все же началась.

Крымский сценарий, когда заходят "вежливые люди" устанавливая порядок, не удался. Сопротивление оказалось жестким, а это, в свою очередь, по логике войны, требует жесткого подавления, ожесточая, в свою очередь, обороняющихся. Что за этим следует – очевидно.

Понятно, что рано или поздно Россия справиться с ВСУ и встанет перед очень непростым вопросом,- что делать дальше с озлобленным, отравленным пропагандой, народом, потерявшего родных и близких, с разбитой инфраструктурой, с расколотым внутри обществом, в режиме обструкции и санкций, объединившегося Запада.

Что будет дальше, неясно. Ясно только одно, старой Украины, которую мы знали, больше не будет.

России не нужна Украина – враг.

России нужна Украина-партнер.

Партнера необязательно любить, но партнерам необходимо учитывать и уважать взаимные интересы.

Владислав Дмитриев