В приключенческих коммерческих фильмах музыка, заполняющая почти все экранное время и без которой фильм потеряет очень много в восприятии, часто лишена индивидуальности, сделана по лекалам, и после просмотра картины и не вспомнишь ее. Разве что главная тема, которая как правило делается по джингловой формуле: короткая, запоминающаяся музыкальная зарисовка ( вспомните джинглы к рекламе «Данон», «Мистер Пропер») .
Но бывают конечно яркие примеры обратного: «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Властелин Колец», и, не ставя вровень с этой тройкой, все же хочу отметить саундтрек к «Черной пантере» Людвига Йоранссона, который меня привлек свежестью тембровых и ритмических решений.
Людвиг принялся за работу еще на этапе сценария, что бывает редко в работе с такого рода фильмами. Обычно музыку пишут уже после съемок. Но специфика этой картины такова, что нужно было окунуться в африканскую музыкальную культуру, что и сделал композитор, предприняв путешествие в Сенегал, Южную Африку. Результатом стало обильное использование этнических ударных, духовых, не свойственных европейской культуре. Йоранссон и его команда умело встроили народные инструменты в звучание симфонического оркестра и современной электроники.
Главное тембровое украшение музыки фильма – говорящий барабан (talking drum). Вы сразу отличите его от других ударных.
Здесь можно его услышать в сольном исполнении:
Возвращаясь к джингловости. Не самая легкая работа – создать короткий мотив (буквально один- четыре такта, на секунд 3-8) , чтобы он стал узнаваем и ассоциировался с тем продуктом (во всех смыслах), для которого был предназначен. В качестве удачного примера хочу привести главную тему из второго «Терминатора», где начальные ударные уже давно и прочно у нас ассоциируются с фильмом. Дело здесь в удачно подобранном тембре и ритме, ну и конечно особенности записи.
В главной теме «Черной пантеры» (c 35ой секунды) узнаваемость также решается ритмом и тембром ударных ( тот самый говорящий барабан) .
В нижеприведенном видео можно услышать элементы отдельно: ритмо-мелодическую структуру медных инструментов и ударные.
Людвиг Йоранссон за свою работу получил «Оскар», что довольно необычно- насколько знаю, музыка к фильмам по комиксам ранее не удостаивалась таких высоких оценок. Как по мне, саундтрек заслуживает этой статуэтки.
Фильм можно посмотреть на «Кинопоиск»
P.S. короткое интервью с композитором о работе над музыкой (текст на английском языке) по ссылке.